Альтернативное военное образование: опыт корабелов

 

16 сентября 2014 г. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) посетил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

 

 

В ходе визита он ознакомился с научно-исследовательской технологической лабораторией вуза, побывал на нескольких факультетах университета и осмотрел учебный военный центр. Интерес Совета безопасности к альтернативному военному образованию не случаен: опыт учебного военного центра СПбГМТУ заслуживает изучения и распространения. Уже в течение шести лет при университете действует учебный военный центр (УВЦ). О проблемах и перспективах его работы, а также о накопленном опыте подготовки военных специалистов в стенах гражданского вуза рассказывает журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» его начальник, капитан 1-го ранга Альберт Акопян.

Альберт Беникович, расскажите, как начиналась история УВЦ в «Корабелке»?
Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан, как и все другие, для повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. (№ 275-р). Этому предшествовало два года эксперимента на базе факультета военного обучения университета. Между Министерством обороны и вузом 31 мая 2006 г. заключен государственный контракт на оказание услуг по подготовке (тогда – в порядке эксперимента) офицеров из числа студентов университета. Аналогичные госконтракты были заключены в 2007 и 2008 гг.

Центр действует уже немалый срок. Чего удалось добиться за это время?
Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных вузах было продуманным и своевременным решением. При этом не была разрушена существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса. Наоборот, там, где были и образованы учебные военные центры, и сохранились военные кафедры (факультеты военного обучения), возросли требования к учебному процессу, учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу. В целом это повысило качество военной подготовки граждан. Так произошло и в нашем университете. Решением нашего ученого совета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения. Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования и военно-патриотического воспитания студентов.

Есть довольно расхожее представление, что подготовка офицеров является исключительно делом военных высших учебных заведений.
Процесс становления учебных военных центров в системе военного образования непростой. Действительно, к сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Надеюсь, что неправильное восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни конкуренции в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями. Всего за 6 лет мы получили доказательства в пользу применения потенциала гражданских вузов для подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Сегодня выпуск УВЦ сопоставим с выпуском военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.

Но это, наверное, не единственная проблема, с которой сталкивается новая система военного образования?
Да, существуют и другие проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ – для упрощения и улучшения взаимодействия с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную базу военно-морских учебных заведений. В законодательстве все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Но уже сегодня ситуация начинает меняться в лучшую сторону.
Решения, принятые на уровне государственной власти в апреле 2014 г. по вопросу «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-морского флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета», позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ на перспективу до 2020 г. Соответствующие шаги предпринимает в отношении УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.

Каковы условия обучения студента, который идет в учебный военный центр?
Между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть разница в материальном обеспечении. К примеру, ежемесячные выплаты: студент УВЦ на первом курсе получает 1650 руб., на последующих – от 3 до 4 государственных стипендий (4020–5360 руб.), в зависимости от результатов обучения. Курсант получает от 15 000 руб. независимо от результатов обучения. За общежитие студент платит от 750 руб. в месяц, курсант проживает безвозмездно. Студенту один раз за все время обучения производится выплата в размере 5000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант обеспечен формой одежды в соответствии с нормами на весь период обучения. Кроме того, студент оплачивает питание самостоятельно, а курсант весь период обучения питается безвозмездно. Конечно, разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми ее тяготами и ограничениями, а студенты – нет. Отличаются и начальные условия службы у выпускников вузов. По окончании учебного заведения выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, тогда как выпускник военного вуза – еще и месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.). Срок присвоения очередного воинского звания у выпускника УВЦ – через 3 года, у выпускника военного вуза – через 2 года. Время обучения в УВЦ не входит в общую выслугу, а в военном вузе входит. А это – прибавка к денежному довольствию в размере 10% с первого дня назначения.
Что касается срока службы в первом звании, то насколько мне известно, соответствующее предложение уже рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства. Будем надеяться, что эту разницу ликвидируют.

Нет ли в результате этих законодательных перекосов некой ущербности в финансовом обеспечении учебы курсантов УВЦ?
Если рассматривать только финансовую составляющую военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях. Соответственно, он должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это, скорее всего, не правило, а исключение. Также к нам на обучение поступают граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения. Но таких примерно 10–15% от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование, формируют, как правило, родители. Исходя из этого, дети из малообеспеченных и неполных семей чаще выбирают военное учебное заведение. Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших профессию «Защитник Отечества».
Конечно, нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации. И в телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте Минобороны РФ об учебных военных центрах информации практически нет. Думаю, что размещение более полных сведений о каждом учебном военном центре при государственных вузах на сайте Минобороны было бы весьма целесообразным. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы вынуждены вести разъяснительную работу.

Какие еще трудности вынуждены преодолевать выпускники и курсанты УВЦ?
К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам не удается направлять наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников сегодня проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок), и не всегда они оказываются удачными. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест стажировки должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей и подводных лодок. В то же время, есть положительный опыт проведения учебных сборов. Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского флота за многолетнее плодотворное сотрудничество при проведении учебных сборов и стажировок наших студентов. Как результат, в этих частях уже служат наши выпускники.

Изучают ли учащиеся УВЦ азы морской службы? Как быть, например, с участием в морских походах?
Безусловно, участие в дальних походах благоприятно сказывается на формировании будущего офицера флота. «Корабелка» не является исключением. В апреле-мае 2014 г. студенты четвертого курса в количестве 29 человек приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле 1-го ранга «Смольный», командир похода – контр-адмирал Владимир Соколов. Руководили подразделением УВЦ капитан 2-го ранга Денис Кузнецов и капитан 3-го ранга Андрей Мартынович. В походе участвовало 10 курсантских подразделений: 9 из военных учебных заведений, и единственными представителями УВЦ были наши студенты. По итогам соревнования в ходе штурманского похода между военно-учебными заведениями именно наши студенты заняли первое место. Командование похода наградило наше подразделение грамотами за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовку, умелое руководство и инициативу наших офицеров. Это наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.

Какие еще мероприятия проводят руководство УВЦ и ректорат СПбГМТУ для студентов, получающих военное образование?
Мы немало внимания уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, прививаем им качества, необходимые будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности и т. д. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к учебному процессу, проводимому в отношении курсантов в военных институтах, при этом не допуская потери учебного времени. Так же мы поступили в отношении физической подготовки студентов УВЦ, которая проводится по отдельной программе, составленной в соответствии с наставлением по физической подготовке. Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках Ял-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная регата «Весла на воду!» в день Санкт-Петербурга, ставшая в этом году Всероссийской регатой. Ежегодно студенты «Корабелки» и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге – по местам боевой славы Ладожской флотилии, мы проводим возложение венков на Неве в День Победы и т. д.

Известно, что на протяжении ряда лет наборы в военные институты и учебные военные центры не проводились вовсе. Однако СПбГМТУ, как оказалось, удалось отстоять право приема учащихся в УВЦ?
Да, в самые неблагоприятные для военного образования 2010–2012 гг., когда не были проведены наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств МО РФ и СПбГМТУ было заключено соглашение. В соответствии с ним мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для Управления, и тем самым избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили профессорско-преподавательский состав, накопили опыт в организации учебного процесса. Позднее нам удалось получить разрешение на заключение с этими студентами договоров на обучение в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ выпустит офицеров и в 2015–2017 гг. В целом необходимо отметить, что ректорат университета всегда проявлял и проявляет отеческую заботу о военной кафедре (факультете военного обучения) и учебном военном центре. Среди выпускников военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института (так ранее назывался наш университет) есть видные военачальники, командиры кораблей, атомных подводных лодок, адмиралы. Среди них экс-начальник Главного управления кораблестроения ВМФ вице-адмирал Владимир Фоминых, экс-начальник Управления аварийно-спасательных работ, лауреат Государственной премии контр-адмирал Николай Чикер и другие. Большинство выпускников УВЦ пока еще лейтенанты, у них еще все впереди.

Партнеры