Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 7.

Состояние и перспективы многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России. 

Многоцелевые атомные подводные лодки являются важнейшей компонентой подводных сил флота и решают задачи борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, действия на коммуникациях противника и т.д. в дальней океанской зоне.

 

 

В мирное время многоцелевые АПЛ осуществляют присутствие в мировом океане и выполняют слежение за подводными лодками и корабельными группировками вероятного противника. Соответственно обеспечение требуемого уровня боеготовности многоцелевых подводных лодок является одной из основных задач ВМФ и военно-морской промышленности.

Рассмотрим текущий состав и уровень боеготовности многоцелевых подводных лодок в составе ВМФ России и их перспективы в обозримом будущем.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМК. 

Подводные лодки проекта 671РТМК являются наиболее устаревшими многоцелевыми атомными подводными лодками (АПЛ) в составе ВМФ России. Изначально данные лодки строились по проекту 671РТМ ("Victor-III" по классификации НАТО), самой массовой серией советских атомных подводных лодок, но были достроены уже по усовершенствованному проекту 671РТМК (в НАТО выделяют данные подлодки в отдельный класс "Victor-IV"). Подлодки проекта 671РТМ в 1980-х составляли фактически основу многоцелевых АПЛ советского флота. Эти подлодки занимают "промежуточное" положение между подлодками 2 и 3 поколения и именно на этих лодках удалось достигнуть минимизации значительного отставания от американских подлодок по уровню шумности, имевшего место в 1960-70 годах. Подлодки проекта 671РТМ были "главными героями" знаменитых операций подводных сил ВМФ СССР "Апорт" и "Атрина", проведённых в 1982 и 1987 годах соответственно, в ходе которых советским субмаринам удалось успешно преодолеть противолодочные рубежи НАТО, несмотря на задействование вероятным противником огромного количества противолодочных сил. 

На текущий момент в составе российского флота числятся 3 подлодки проекта 671РТМК - К-138 "Обнинск", К-414 "Даниил Московский" и К-448 "Тамбов". Указанные субмарины были сданы флоту в 1990-1992 годах.

Точный статус "Даниила Московского" не известен, но по имеющимся сведениям данная субмарина не входит в "активный" состав подводных сил и находится на приколе, а в последствии будет вероятно выведена из состава флота. К-448 "Тамбов" проходит ремонт по восстановлению технической готовности на судоремонтном заводе "Нерпа". К-138 "Обнинск" находится в "активном" составе флота и используется весьма интенсивно, регулярно совершая в последние годы походы в различные районы Мирового океана. Впрочем, столь интенсивное использование устаревшей субмарины также указывает и на весьма острую нехватку боеготовых АПЛ в составе флота.  

Несмотря на далеко не старый (по меркам современных подводных лодок) возраст, подлодки проекта 671РТМК уже значительно устарели морально и вследствие достаточно высокого уровня шумности (на фоне АПЛ 3 и 4 поколений) уже не могут эффективно решать многие задачи, в частности борьбу с современными АПЛ вероятного противника. По имеющимся данным, субмарины данного проекта планируется эксплуатировать до истечения межремонтных сроков, и после 2020 года будут выведены из состава флота.  

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 945/945А.

Подводные лодки проекта 945 "Барракуда" ("Sierra" по классификации НАТО) стали первыми советскими подводными лодками третьего поколения и первым типом советских АПЛ, на которых удалось достичь радикального снижения уровня шумности и полностью "парировать" отставание от подводных лодок США и НАТО. В ВМС НАТО "Сиерры" считались едва ли не самым грозными советскими подлодками. 

АПЛ проекта 945 строились из титана, что позволило сделать их гораздо более лёгкими, и существенно повысить боевые характеристики, в частности, глубину погружения, максимальную скорость подводного хода, а также боевую живучесть. Использование титана позволило свести к самым минимальным значениям величину магнитного поля, создаваемого подлодкой, что сделало "Барракуды" практически необнаруживаемыми посредством магнитометров противолодочной авиации. 

Вместе с тем, использование титана сделало строительство данных субмарин крайне дорогим, поэтому были построены всего 2 подводные лодки проекта 945 (введены в строй в 1984 и 1987 году) и ещё 2 - по уже усовершенствованному проекту 945А "Кондор" ("Sierra-II" по классификации НАТО), которые были введены в строй в 1990 и 1993 году соответственно. От крупномасштабного строительства АПЛ проекта 945945А было решено отказаться в пользу строительства подводных лодок проекта 971, строившихся из стали. В 1990 году была заложена подводная лодка проекта 945Б "Марс", характеристики которой должны были вплотную приблизиться к характеристикам АПЛ 4 поколения. Однако по причине отсутствия финансирования, строительство подлодки было прекращено в 1993 году. 

В настоящий момент в составе ВМФ России числятся 2 подводные лодки проекта 945 - К-239 "Карп" и К-276 "Кострома", и 2 подлодки проекта 945А - К-534 "Нижний Новгород" и К-336 "Псков". Однако "Карп" и "Кострома" ещё в 1998 и 2000 году соответственно были выведены в резерв. В начале текущего десятилетия планировалось их восстановление и глубокая модернизация с установкой нового гидроакустического комплекса, боевую информационно-управляющей системы, обеспечение возможности применения новых видов вооружения, в том числе и крылатых ракет семейства "Калибр". Однако в 2017 году стало известно, что по различным причинам, в том числе и финансового характера, было решено не возвращать "Барракуды" в строй. 

"Нижний Новгород" и "Псков" находятся в "активном" составе флота и недавно прошли плановые ремонты по восстановлению технической готовности. С учётом хорошего состояния титановых корпусов, относительно "молодого" по меркам АПЛ возраста, высоких боевых качеств и хорошего технического состояния, "Нижний Новгород" и "Псков", как предполагается, будут оставаться в строю по меньшей мере до 2025 года. 

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971.

Подводные лодки проекта 971 "Щука-Б" ("Akula" по классификации НАТО) стали наиболее массовыми советскими субмаринами 3 поколения. "Щуки-Б" были созданы на основе подлодок проекта 945, но строились из обычной стали, а не титана. На подлодках проекта 971, как и на их "предшественницах" были реализованы все существующие на тот меры снижения уровня шумности. В частности, применена двухкаскадная система амортизации всех узлов и механизмов подлодки, оптимизированы обводы корпуса, при строительстве применены новые технологии высокоточной обработки гребных винтов и т.д. В результате, впервые в отечественном флоте по уровню акустической скрытности не только удалось сравняться с лучшими американскими субмаринами третьего поколения  - класса "Los-Angeles" и "Improved Los-Angeles", но и превзойти их. По сравнению с подлодками проекта 671РТМ, уровень шумности на "Щуках-Б" удалось снизить на 15 децибел или в 4-4.5 раза. Кроме того, на данных субмаринах был достигнут высочайший уровень автоматизации, благодаря чему удалось уменьшить численность экипажа до 73 человек, что почти в 2 раза меньше, чем на американских подлодках класса "Лос-Анджелес". Соответственно, многократно улучшились условия обитаемости экипажа.

Всего было построено 15 подводных лодок проекта 971 различных модификаций. В настоящий момент в составе ВМФ России числится 11 субмарин данного проекта - 5 на Тихоокеанском флота и 6 - на Северном. 

Несмотря на то, что в отечественных источниках все подлодки данного проекта называют одинаково - "Щука-Б", в процессе строительства сменилось 4 модификации подлодок проекта 971. Что бы в них было проще разобраться, обычно  используют классификацию НАТО. Подлодки "базового" проекта 971 имеют кодовое обозначение НАТО "Akula". В ВМФ России числиться 5 субмарин этой модификации - К-322 "Кашалот", К-391 "Братск", К-331 "Магадан" (в составе Тихоокеанского флота), К-317 "Пантера" и К-461 "Волк" (в составе Северного флота). 

Ещё четыре подводные лодки построены по усовершенствованному проекту и носят кодовое обозначение НАТО "Improved Akula" - К-419 "Кузбасс", К-295 "Самара" (в составе Тихоокеанского флота), К-328 "Леопард" и К-154 "Тигр" (в составе Северного флота). В дальнейшем была разработан ещё более улучшенная модификация подлодок проекта 971. В 1995 году в состав ВМФ России вошла подводная лодка "Вепрь", на которой была реализована часть "нововведений". Эта подлодка получила в НАТО обозначение "Akula-II". Наконец, в 2001 году в состав российского флота вошла самая совершенная подлодка проекта 971 - "Гепард". Её в НАТО выделяют в отдельный "подкласс" "Akula-III". Ещё одна "Akula-III" - К-152 "Нерпа" была достроена в 2009 году, но в 2012 была передана в лизинг ВМС Индии на десятилетний срок. Подлодки модификации "Akula-II" и "Akula-III", по ряду показателей, в том числе и уровню шумностью, максимально приближаются к АПЛ четвёртого поколения. 

Несмотря на то, что "Щуки-Б" составляют основу многоцелевых АПЛ российского флота, уровень их боеспособности весьма низкий, а зачастую - и вовсе удручающий. Так, из 5 подлодок данного типа Тихоокеанского флота на текущий момент боеспособна лишь одна - "Кузбасс". "Магадан" и "Кашалот" проходят вялотекущий ремонт на Дальневосточных судостроительных заводах. Ещё две "Щуки-Б" Тихоокеанского флота - "Братск" и "Самара" в 2014 году через Севморпуть были доставлены на Северодвинский завод Звёздочка для прохождения капитального ремонта и модернизации по проекту 971М

На Северном флоте ситуация несколько более лучшая - из 6 подлодок проекта 971 боеспособны 3. "Вепрь" проходит средний ремонт и до 2020 года должен вернуться в строй, а "Волк" и "Леопард" также планируется модернизировать по проекту 971М.

Большой модернизационный потенциал субмарин проекта 971 позволил разработать проект 971М. Данный проект предполагает радикальную модернизацию подлодок до уровня, по меньшей мере сопоставимого с самой модификацией "Akula-III", а скорее всего - и превосходящей её по ряду характеристик. Модернизации "Щук-Б" насколько это возможно приблизит их по характеристикам к подлодкам 4 поколения и обеспечит возможность эффективно противостоять зарубежным субмаринам 4 поколения, таким как американские подлодки класса "Вирджиния" и британские класса "Астьют".

Изначально, предполагалось модернизировать по проекту 971М 6 подлодок, но потом их число было "урезано" до четырёх. К сожалению, желания руководства ВМФ России не совпадают с реальными возможностями судостроительных и судоремонтных заводов, что приводит к затягиванию сроков ремонта и модернизации. С другой стороны, модернизация по данному проекту предполагает колоссальный объём переделок, что естественным образом обуславливает очень большую длительность работ. 

Скорее всего, модернизированные подлодки проекта 971М будут сданы флоту уже после 2020 года. До этого же периода уровень боеспособности АПЛ проекта 971 в ВМФ России будет оставаться по прежнему низким.

"Щуки-Б" будут служить в ВМФ России ещё долгое время, по меньшей мере до 2030 года. Однако, уже к 2025 году, как ожидается, их число сократится с 11 до 7, однако почти все они будут находится в "активном" составе флота, а также к тому моменту должны быть введены в строй все строящиеся АПЛ 4 поколения проекта 885 "Ясень". 

Павел Румянцев  
"Новый оборонный заказ. Стратегии"