Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Медицина готовится к катастрофам

Понятие «мягкая безопасность» обширно, оно включает в себя и экологию, и противопожарные меры, и ставшую недавно столь актуальной для многих продовольственную составляющую. Однако наиболее важным для россиян является сегодня медицинский аспект, а во взаимодействии с другими составляющими мягкой безопасности (в первую очередь, спасением населения в ходе разного рода чрезвычайных ситуаций) и государству, и обществу стоит обратить особое внимание на развитие медицины катастроф.

Катастрофа в медвежьем углу

В последние годы медицине катастроф уделяется особое внимание. Возможно, к этому подтолкнули трагические последствия всевозможных техногенных и природных катаклизмов, а также терактов. Их последствия для здоровья и жизни пострадавших, как показывает практика, можно было минимизировать. А там, где речь идет о здоровье и жизни человека, снижение холодной статистики жертв на конкретную цифру имеет первостепенное значение и оправдывает любые вложения в инфраструктуру.

Что касается инфраструктурных вложений – то тут для государства открывается, что называется, непаханое поле. Достаточно вспомнить крушение поезда «Невский экспресс» в 2009 г. Напомним, что в результате теракта (по официальной версии) скоростной фирменный поезд № 166, следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, потерпел аварию, в результате которой погибло 28 и ранено не менее 132 человек.

Произошла катастрофа на перегоне Угловка – Алёшинка, на границе Тверской и Новгородской областей, в медвежьем углу, подобных которому по России, как известно, немало. Причем многих погибших можно было спасти, будь в тех краях хоть какие-нибудь дороги (не говоря уже о вертолетных площадках) и будь в наличии у местных бригад «скорой помощи» хотя бы набор необходимых медикаментов (не говоря о новых машинах – желательно повышенной проходимости).

Известный факт, который зафиксировали «Российская газета», «Труд» и «АиФ», наглядно демонстрирующий оснащенность (а вернее, отсутствие оснащенности) медицинских бригад. Первыми на место крушения, уже через полчаса после него, прибыли медики из лечебно-исправительной колонии для больных туберкулезом, расположенной в поселке Михайловское Бологовского района Тверской области. Специального медицинского автомобиля у них не было вообще – добрались на пожарной машине (обычный автобус, который был в их распоряжении, 7 км по бездорожью не проехал).

Бригада пыталась оказать помощь пострадавшему – его нога была зажата в искореженном в ходе аварии вагоне. Резать металл было нечем, конечность пришлось ампутировать на месте. При этом в наличии не было обезболивающих препаратов, и в качестве анестезии пострадавшему просто выдали стакан спирта. Все усилия медиков и страдания пациента оказались тщетными: мужчина скончался от сильного кровотечения и болевого шока по дороге в больницу (путь был неблизкий, да еще и по размытым тряским грунтовым дорогам). Всего по пути в Центральную районную больницу города Бологое умерло тогда два человека – не считая тех, кто скончался по прибытии.

Из Москвы не спасти

Пример с «Невским экспрессом» мы привели не случайно – согласно экспертному мнению, именно последствия этой катастрофы окончательно подвигли руководство государства к созданию полномасштабной инфраструктуры медицины катастроф. Дело в том, что среди погибших и пострадавших оказались государственные чиновники высшего ранга и известные бизнесмены двух столиц. Выяснилось, что ни наземный транспорт, ни вертолеты из Москвы для их спасения прибыть не могут. А оснащенный всей необходимой техникой, включая реанимационные автомобили, Ил-76 МЧС РФ смог приземлиться лишь в 45 км от места происшествия, на аэродроме Хотилово (да и то спустя 7 часов после аварии).

Напомним, что незадолго до этого, 13 августа 2007 г. уже произошла авария «Невского экспресса». Случилось это на перегоне Бурга – Малая Вишера (Новгородская область), где с дорогами все же ситуация значительно лучше. Тогда обошлось без смертельных исходов, хотя пострадало 60 человек, более 30 из них было госпитализировано, причем трое – в тяжелом состоянии. Так вот, никаких оргвыводов за два года на этой трассе сделано не было.

Теперь ситуация все-таки изменилась к лучшему, и хотя создание сети территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) началось с Москвы и Московской области, сегодня они создаются по всей стране. К примеру, буквально только что, в сентябре 2014 г. астраханскому ТЦМК предоставлено новое помещение, включая современный оперативно-диспетчерский центр. По словам его сотрудников, новые информационные технологии позволяют на 20% сократить время реагирования бригад «скорой помощи».

На базе центра теперь имеется шесть реанимобилей, реанимационный вертолет и медицинский катер. Все они оснащены современным оборудованием: аппаратами искусственной вентиляции легких, дефибрилляторами, аппаратами контроля состояния всех систем организма, а также современными системами связи и планшетными компьютерами – это позволяет оперативно проводить on-line консилиумы со специалистами не только из астраханских, но и из московских клиник.

Осенние учения

Этой осенью по всей России проходит целая серия как мероприятий, демонстрирующих достижения современной отечественной медицины катастроф, так и разного рода форумов, посвященных обсуждению по-прежнему существующих отраслевых проблем. В сентябре в Уфе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Ожоги и медицина катастроф». Мероприятие было приурочено к 25-летию оказания помощи пострадавшим от ожогов в результате железнодорожной катастрофы в Улу-Теляке. Уфа выбрана местом проведения конференции неслучайно – работа медицинских служб Башкортостана и его столицы в дни трагедии 1989 г. была признана образцовой.

Напомним, что 4 июня 1989 г. в результате объемного взрыва газобензинового продуктопровода сгорели два поезда, пострадало около 1300 человек. Врачебная смена длилась 36 часов, и в результате слаженных действий медиков и работников чрезвычайных служб были спасены сотни человеческих жизней. Накопленный в ту пору опыт и лег в основу современной системы помощи пострадавшим в результате массового травмирования. Место этой катастрофы также оказалось в труднодоступной и малонаселенной местности. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло тогда 575 человек.
Почти одновременно с конференцией в Уфе, мастер-классы по оказанию первой медпомощи прошли в Волгограде – под руководством специалистов медицины катастроф. Получить основные навыки оказания первой помощи мог любой желающий в рамках регионального форума «Медицина и здравоохранение». Обучение оказанию первой помощи прошли и сотрудники местной полиции (в большинстве цивилизованных стран полицейский обязан владеть этими навыками по служебной инструкции). Напомним, что именно в Волгограде произошли последние на территории России крупные теракты. 29 и 30 декабря 2013 г. прогремели два взрыва на волгоградском железнодорожном вокзале и в городском троллейбусе. Погибло 34 человека, около 70 были ранены.

Борис Никонов