Сделай сам, или назад – в будущее?

Международные экономические санкции, направленные не на отдельных российских политиков и руководителей, а на целые отрасли (в первую очередь – ВПК), выявили спутанный клубок проблем, которых чиновникам почему-то долгое время было не видно с их заоблачных высот. Видимо, прессу они тоже не читали – эксперты и аналитики уже много лет твердили о том, что в машиностроении, судостроении, авиастроении огромная доля импортных комплектующих. И сложилась такая ситуация вовсе не в силу неспособности отечественной промышленности производить необходимые компоненты, а из-за условий – законодательных, экономических, системных, – в которые наша промышленность была поставлена.

Спад продолжается

Межгосударственная кооперация – это вещь хорошая и нужная, порой даже необходимая. Однако изначально ошибочная ставка на экспорт углеводородов, стараниями телеведущих превратившая «сырьевой придаток» в «энергетическую сверхдержаву», ввергла эту самую державу в разряд отставших от технологически развитых стран на 20, а по ряду параметров и на 30 лет. Точно так же не заработали всевозможные инновации и нанотехнологии, которые не могут сами собой появиться в тиши лабораторий изобретателей-одиночек, в отрыве от необходимой базы в виде современной промышленности.

Как результат перед нами снова стоит задача новой индустриализации, развертывания производства комплектующих и всех сопутствующих отраслей (известно, что изготовление пары-тройки деталей можно наладить и в пустыне – но и в этом случае без импорта будет не обойтись). А значит, необходимы целевые инвестиции, и кроме как у государства, их в текущей внешнеполитической ситуации взять негде.

Промышленники это понимают, как никто другой. «Машиностроение у нас развивается не благодаря, а вопреки. Крупные предприятия находятся в довольно сложной ситуации. А про мелкие и говорить нечего. Они либо умерли, либо связаны с базовыми отраслями, например, с нефтяной. Очень долго у нас в стране не было внутреннего потребления, все предпочитали покупать импортное. Росли цены на металл. На энергетику росли громадными скачками – от 10% до 20% в год. Никто не успевал компенсировать свою себестоимость. Даже госпредприятия, которые закладывали индексацию и получали госзаказ, не могли угнаться за ростом энергоносителей. Мы стали абсолютно неконкурентоспособны в мировом плане, и в региональном тоже прорывов не было, – заявляет генеральный директор ГК «УРАЛКРАН» Сергей Кравчук в интервью агентству «Новый День – Новый Регион». – Наша продукция на 30% состоит из импортных комплектующих. Это, в основном, электроника, низковольтное оборудование, электродвигатели, редукторы, частотные преобразователи. Российских аналогов не знаем».

О состоянии отрасли говорит и официальная статистика. Так, в период с января по август 2014 г. индекс промышленного производства такого важного для отрасли региона, как Санкт-Петербург, снизился на 8,2%. Об этом сообщает «Фонтанка.ру» со ссылкой на Петростат. На 8% снизили объем выпускаемой товарной продукции с начала текущего года и брянские машиностроители. В денежном эквиваленте спад производства составил почти 16,8 млрд руб. Об этом передает «Интерфакс» со ссылкой на председателя Брянского регионального совета директоров предприятий машиностроения Анатолия Задорожного. Только Клинцовский автокрановый завод по итогам 2014 г. ожидает снижения объема производства на 7,7%.

Судостроение, НДС и ФАС

О необходимости внесения изменений в законодательство, без которых невозможно развитие отечественного судостроения, говорили в конце августа на совещании специалисты Федерального агентства по рыболовству. Речь шла, в первую очередь, о производстве современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов на базе ОАО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» и ООО «Персей» – среднетоннажных судов для работы на недоиспользуемых водных биоресурсах Баренцева моря. Проект был одобрен в ноябре 2013 г. наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Конечно, рыболовные суда – это не боевые фрегаты, при их производстве допустимо использование импортных комплектующих. Однако в данном случае речь идет о единой судостроительной отрасли Северо-Запада, в которой в силу исторических причин (т. е. чуть ли не с петровских времен) невозможно оторвать строительство гражданских судов от производства военных кораблей, как ни разделяй верфи по принципу собственности и копоративности.

Так вот, представители руководства верфей отмечали в ходе совещания, что для развития отечественного судостроения необходимо предусмотреть полное освобождение предприятий от выплаты НДС и таможенных сборов при строительстве судов на территории России. Также необходимо ввести субсидирование процентных ставок по кредитам. Представители АСИ поддержали предложение по субсидированию судостроения, а также предложили подать заявку на внесение изменений в федеральный бюджет для выделения дополнительных средств на эти цели.

Говорилось на совещании и о том, что для решения задачи обновления и пополнения научно-исследовательского флота необходимо увеличить объем финансирования отраслевой науки, который в последние годы неуклонно снижался. Кроме того, нужно построить новые спасательные суда в целях обеспечения безопасности промысла и судоходства. Все это не просто очень правильные вещи – это прописные истины, известные любому специалисту, мало-мальски разбирающемуся в проблемах отрасли. И появились эти проблемы не вдруг, не с введением экономических санкций против РФ и ответных продовольственных ограничений. Они накапливались годами, а вернее сказать – уже десятилетиями. Но решать их нужно сегодня, дальше откладывать уже невозможно.

Тем временем, продолжается давление федеральных властей на отечественное судостроение – вольное или невольное. Так, Девятый арбитражный суд г. Москвы отклонил апелляцию петербургского ООО «Балтийский завод – Судостроение» на решение арбитражного суда по делу о нарушениях при проведении конкурса на закупку металлопроката. Судостроительная компания пыталась оспорить решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о признании нарушений в процедуре проведения конкурса на закупку листового металлопроката для строительства головного атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Арктика».

Конечно, суд у нас независимый, и ФАС делает большое и нужное дело – ограничивает монополизм в нашей экономике. Но отчего-то выходит так, что наказывают, в основном, не топливные компании и продовольственные сети за корпоративный сговор, а промышленные предприятия «за нарушение порядка проведения конкурса». Конечно, закон надо соблюдать – но неплохо помнить, что соблюдать его должны все хозяйствующие субъекты, а не только те, чьи нарушения нагляднее, формализованнее и проще доказуемы.

Безусловно, нельзя сказать, что федеральные власти не уделяют внимания судостроению. Уделяют, хотя и по избирательно-региональному признаку. Так, судостроительный завод «Звезда», расположенный на Дальнем Востоке, стал местом проведения совещания под председательством куратора ВПК и оборонного заказа Дмитрия Рогозина. На мероприятии речь шла об организации в Приморье кластера, специализирующегося на строительстве судов бухтах Пяти Охотников и Большой Камень, где планируется разместить профильные предприятия машиностроительной и инжиниринговой направленности.

Для управления кластером уже создан консорциум, в который вошли представители Газпромбанка и НОВАТЭКа. Впрочем, его формирование закончится только к 2016 г., и у заинтересованных структур еще есть время туда пробиться. Кстати, именно к этому году в планах федерального правительства стоит окончание строительства первой очереди новой верфи на «Звезде». На реализацию всего проекта необходимо 111,7 млрд руб. На втором этапе будет возведен сухой док для крупнотоннажных судов – газовозов класса Q-Max и нефтеналивных танкеров VLCC. В третью очередь входит строительство верфи для добывающих платформ в поселке Мысовой, срок окончания строительства – 2018 г.

Нанотехнологии и финансирование

Что касается развития отечественных нанотехнологий, то ответственная за это компания «РОСНАНО» предложила китайским партнерам создать совместный инвестиционный фонд, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу компании Анатолия Чубайса: «Предложена была (в ходе заседания комиссии) идея создания совместного инвестиционного фонда, российско-китайские деньги, 50 на 50, с целевым назначением инвестирование в нанотехнологии и с географическим фокусом на России и Китае».

При участии «РОСНАНО» в настоящее время создаются нанотехнологические центры в Республике Удмуртия и Красноярском крае. Всего на территории России уже ведут свою деятельность 12 подобных центров. Они являются своеобразным «одним окном» для инноваторов по продвижению своей продукции не только на территории своего региона, но и в других субъектах федерации, а также за рубежом.

Ну, а пока инноваторы дождутся твердых китайских юаней, финансирование нанотехнологий ложится на плечи все тех же промышленников. Так, новгородское ООО «НаноТехМед Плюс» инвестирует миллиард рублей в создание медицинского научно-производственного комплекса во Всеволожском районе Ленинградской области. Речь идет о медицинских изделиях из углерода, причем на первом этапе предстоит наладить производство наноструктурных углеродных костных имплантатов. «КоммерсантЪ» пишет об актуальности этого проекта на фоне общего тренда на импортозамещение. И сам факт запуска подобного проекта говорит о том, что отечественная промышленность в состоянии освоить прорывные технологии – на отдельных направлениях и самостоятельно.

Что же касается импортозамещения, то стоит привести два мнения – на первый взгляд, диаметрально противоположных. Так, в интервью порталу «Накануне.RU» профессор, доктор экономических наук, председатель Российского экономического общества Валентин Катасонов отметил: «Импортозамещение – хорошая тема, просто прекрасная. С моей точки зрения, для того чтобы начинать разговор об импортозамещении, необходимо вернуться в то состояние, которые было даже не 20 лет назад, а хотя бы два года назад. Я намекаю на то, что два года назад произошло такое несчастье, как подписание и ратификация договора о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. О каком импортозамещении может идти речь, если мы находимся в рамках такой организации, которая просто не дает нам подняться с колен, не дает нам дышать». Своеобразный заочный ответ дал ему председатель «Меркурий клуба», экс-глава правительства РФ Евгений Примаков на заседании Госсовета: «Сердцевиной импортозамещения должно являться развитие науки и технологий... Правильно, что мы ввели обратные санкции. Но главная их цель была, насколько я понимаю, исключить эскалацию тех санкций, которые идут против нас. Но это ни в коем случае не путь к изоляционизму».

Борис Никонов

Партнеры