Хронограф

1 ноября

50 лет назад (1963) с полигона Тюра-Там осуществлён первый пуск ракеты-носителя Р-7А с первым истребителем спутников «ИС» (объект И-2Б) на борту конструкции ОКБ-52 (генеральный конструктор В. Н. Челомей).

После выхода на орбиту некоторое время космический аппарат совершал пассивный полёт по орбите. Затем по команде с Земли начал маневрирование. В полёте посредством аппаратуры и системы двигателей многократного включения изменялись высота и плоскость орбиты для обеспечения возможности перехвата космических объектов противника.

Это было первое в мире многократное широкое маневрирование в космосе.

По результатам испытаний экспериментальный военный маневрирующий спутник-перехватчик получил открытое название «Полёт-1» и был принят на во­оружение в составе комплекса «Встреча».

4 ноября

День народного единства – День воинской славы России, установленный в соответствии с Федеральными законами № 32-ФЗ от 13.03.1995 и № 200-ФЗ от 29.12.2004 в честь освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.

В начале ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от польских интервентов, продемонстрировав героизм и сплочённость всего народа невзирая на происхождение, вероис­поведание и положение в обществе.

За основу определения даты освобождения Москвы взят церковный праздник иконы Казанской Божией Матери. В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ  № 197-ФЗ от 30.12.2001 этот день является нерабочим.

7 ноября

День воинской славы России – День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941). Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995. Согласно этому же закону и закону № 98-ФЗ от 21.07.2005 этот день отмечается и как памятная дата – День Октябрьской революции 1917 года.

Парад начался ровно в 8.00 7 ноября 1941 года. Командовал парадом командующий Московским военным округом (МВО) генерал П. А. Артемьев, а принимал его маршал С. М. Будённый. Руководство страны разместилось на обычном месте – на трибуне Мавзолея В. И. Ленина.

Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. С развёрнутыми знамёнами, под боевые марши в исполнении оркестра штаба МВО под управлением В. И. Агапкина по главной площади страны прошли артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Затем на площадь выдвинулись конница, прошли знаменитые пулемётные тачанки и танки Т-34 и КВ-1. В параде также приняли участие батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, Красно­знамённого артиллерийского училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии им. Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии им. Дзержинского, Московский флотский экипаж, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны (МЗО), Особый батальон военного совета МВО и МЗО, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки, которые прибыли из Мурманска и Архангельска.

Вопреки традиции проведения парадов речь произнёс не принимающий парад, а сам И. В. Сталин. Он сказал: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Нев­ского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!..»

Указом Президента РФ от 07.11.1996 № 1537 эта дата названа Днём согласия и примирения.

11 ноября

День памяти погибших в Первой мировой войне и её окончания.

95 лет назад (1918) было подписано Компьенское перемирие, означавшее капитуляцию Германии и окончание Первой мировой войны, продолжавшейся 4 года 3 месяца.

В этой войне у России было крайне невыгодное геополитическое положение: русской армии пришлось удерживать фронт от Балтики до Черного моря – 1934 км, не считая 1100 км Кавказского фронта, и сражаться против объединённых сил Германии, Австро-Венгрии и Турции. В то же время на Западном фронте – от Ла-Манша до Швейцарии (630 км) – против германской армии были сосредоточены объединённые вооружённые силы Франции, Британской империи и Бельгии, которые в 1917 г. основательно укрепились за счёт американцев. Кроме того, в помощь им были отправлены 4 русские бригады.

В огне Первой мировой войны погибли почти 10 млн человек, около 20 млн были ранены. Таких потерь человечество до этого времени не знало. Более 60% всех потерь этой войны были русские. На полях Великой войны, как она ещё называлась, Россия положила фактически весь свой кадровый состав (1,4 млн человек) и воен­нообязанных 1-й и 2-й очереди (5,6 млн человек), то есть основную ударную силу российской армии.

13 ноября

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 отмечается памятная дата – День Войск радиационной, химической и биологической защиты.

В этот день 95 лет назад (1918) приказом Революционного Военного Совета Советской республики № 220 были образованы первые органы и подразделения химической защиты в действующей армии. Военные же химики в русской армии появились ещё в период Первой мировой войны.

Первым учреждением Красной Армии, занимавшимся вопросами противохимической защиты (учёт и хранение военно-химического имущества, оставшегося от старой русской армии), был Особый химический отдел (9 отдел) Главного артиллерийского управления РККА, образованный летом 1918 г.

Своё современное название Химические войска получили в августе 1992 г.

15 ноября

25 лет назад (1988) в 6.00 по московскому времени с космодрома Байконур запущена ракета-носитель «Энергия» с отечественным многоразовым крылатым космическим кораблём «Буран».

Через 206 минут полёта и двух орбитальных витков орбитальный корабль «Буран» в автоматическом режиме с поразительной точностью в сложных метеорологических условиях приземлился на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур. Это был первый и, к сожалению, единственный полёт в космос «Бурана» – аналога американской системы Space Shuttle.

Однако идея самолёта, способного летать в атмосфере и космическом пространстве, имеет в нашей стране глубокие исторические корни. Ещё в 1921 г. Ф. А. Цандер на Московской губернской конференции изобретателей представил на суд общественности проект межпланетного корабля-аэроплана. В 1924 г. он обосновывал идею планирующего, т. е. управляемого спуска космического аппарата с орбиты с торможением в атмосфере.

В 1925 г. на Выставке по изучению мировых пространств в Киеве инженер А. Я. Фёдоров представил на суд общественности свой проект атомного крылатого ракетного корабля для межпланетных полётов.

Затем были проекты космических самолётов К. Э. Циолковского, Ю. В. Кондратюка, М. В. Мясищева, С. П. Королёва, В. Н. Челомея, КБ МиГ, Ту и др. К концу 1960-х годов СССР далеко обогнал Соединённые Штаты по работам в области аэрокосмических систем. Однако в начале 1970-х гг. росчерком пера одного человека – министра обороны СССР А. А. Гречко,– поставившим крест на проекте «Спираль», наша страна утратила свои приоритетные позиции в этой области и оказалась в ранге догоняющего.

Тем не менее задел, созданный в те годы в области гиперзвука и развиваемый в постсоветской России, позволяет нашей стране сегодня с уверенностью смотреть в будущее, если должным образом распорядиться этим наследием.

19 ноября

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 отмечается памятная дата – День Ракетных войск и артиллерии.

Праздник отмечается в ознаменование заслуг артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, первый этап которого начался с контр­наступления советских войск 19 ноября 1942 г. Артиллерии в этой операции принадлежала ключевая роль.

Указом Президиума ВС СССР от 21.10.1944 заслуги артиллеристов были отмечены учреждением праздника – Дня артиллерии. В 1964 г. праздник был переименован в День Ракетных войск и артиллерии.

27 ноября

День морской пехоты России. Установлен приказами Главнокомандующего ВМФ РФ № 433 от 19.12.1995 и № 253 от 15.07.1996.

В этот день 16 ноября (по ст. ст.) 1705 г. по указу Петра I был сформирован «полк морских солдат». Однако ещё ранее, во второй половине XVI в., в составе экипажей кораблей флотилии, созданной по приказу Ивана Грозного, формировались  специальные команды стрельцов (морских солдат), которых можно считать прообразом морских пехотинцев.

В 1669 г. первый русский военный парусный корабль »Орёл» имел команду 35 человек из морских солдат (нижегородских стрельцов) во главе с командиром Иваном Доможировым, предназначенную для абордажно-десантных действий и несения караульной службы.

Во время Азовских походов на судах Азовского и Балтийского флотов успешно действовали в качестве частей морской пехоты наиболее боеспособные Преображенский и Семёновский полки, из состава которых был сформирован Морской регимент (полк) в количестве 4254 человек. Командиром 4-й роты числился под именем Петра Алексеева сам Пётр Алексеевич Романов (Пётр I).

Сегодня морская пехота России (МП) – это род береговых войск отечественного ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов. В её состав входят бригады Тихоокеанского, полки МП Северного, Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России, а также два батальона Каспийской военной флотилии.

1 декабря

160 лет назад (1853) состоялась победная для русского оружия морская баталия – Синопское сражение. В соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 этот день воинской славы отмечается в России как День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

Разгром турецкой эскадры значительно ослабил морские силы Турции и сорвал её планы по высадке войск на побережье Кавказа. Характерными особенностями Синопского боя были решительные действия при уничтожении неприятельского флота в его базе, искусное развёртывание кораблей и применение ими бомбических пушек. В сражении проявились высокие морально-боевые качества русских моряков, высокий уровень флотоводческого искусства П. С. Нахимова и умелое руководство боевыми действиями командиров кораблей. Большая эффективность бомбических пушек ускорила переход к строительству броненосного флота.

Синопское морское сражение вошло в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941) – День воинской славы России. Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

В этот день в 1941 г. началось контрнаступ­ление советских войск на фронте от Калинина до Ельца. Боевые действия сразу же приняли ожесточённый характер. Несмотря на отсутствие превосходства в живой силе и технических средствах, сильные морозы, глубокий снежный покров, войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин – Москва и освободили ряд населённых пунктов.

9 декабря

В соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 отмечается памятная дата – День Героев Отечества.

В Российской империи до Октябрьской революции 1917 г. 9 декабря (26 ноября) отмечали как День георгиевских кавалеров, т. к. именно в этот день в 1769 г. российская императрица Екатерина II Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия – высшую воинскую награду империи. Однако после 1917 г. этот праздник был отменён, а орден как государственную награду упразднили. Статус ордена был восстановлен лишь в 2000 г.

Новая памятная дата установлена Государственной Думой РФ 26 января 2007 г. В пояснительной записке к документу говорилось: «Мы не только отдаём дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».

28 февраля 2007 г. дату «День Героев Отечества» утвердил Президент Российской Федерации.

12 декабря

День Конституции Российской Федерации – государственный праздник, установленный Указом Президента РФ № 1996 от 19.09.1994 «О Дне Конституции Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

В этот день в 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, а в 1994 г. день 12 декабря был объявлен государственным праздником (указ Президента РФ «О нерабочем дне 12 декабря»). Однако 24 декабря 2004 г. Госдума приняла поправки к Трудовому кодексу РФ, изменяющие праздничный календарь: с 2005 г. 12 декабря не является выходным днём, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

Конституция – это основной закон государства, является ядром всей его правовой системы и определяет смысл и содержание других законов.

16 декабря

120 лет назад (1893) учёный, инженер-новатор П. Д. Кузьминский предложил проект привязного вертолёта «Русолёт».

В 1880–1890 гг. Кузьминский занимался исследованиями воздушного винта; следствием стала разработка им «крыльчатого аэроплана» (геликоптёра). В том же 1893 г. он предложил военному министерству проект дирижабля с турбинным двигателем собственной конструкции. Кузьминский познал всю трудность технического творчества в условиях, когда отечественные открытия предавались забвению. С волнением писал он о новых временах, которые должны наступить, «когда открытия и изобретения русского творческого ума и настойчивого труда» будут находить достойное применение.

В память о выдающемся русском учёном, инженере и изобретателе на бывшем доходном доме № 37 по Малому проспекту Васильевского острова в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где жил П. Д. Кузьминский, в 1960 г. была установлена мемориальная доска со словами: «Здесь в 1893 году жил изобретатель газовой турбины Павел Дмитриевич Кузьминский».

17 декабря

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 отмечается памятная дата – День Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

РВСН – отдельный род войск Вооружённых сил Российской Федерации и войска постоянной боевой готовности. Как сухопутный компонент стратегических ядерных сил РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических направлениях и составляющих основу военных и военно-экономических потенциалов противника. На вооружении РВСН состоят все российские наземные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и шахтного базирования с ядерными боеголовками.

Указом президента России от 10.12.1995 № 1239 «Об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения и Дня военно-космических сил» был установлен День Ракетных войск стратегического назначения. В том же 1995 г. небесной покровительницей РВСН была объявлена святая великомученица Варвара.

18 декабря

45 лет назад (1968) на вооружение РВСН СССР принята твердотопливная МБР РТ-2 конструкции ОКБ-1 (Главный конструктор С. П. Королёв) и ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал») (главный конструктор П. А. Тюрин).

Разработка ракеты и ракетного комплекса задана Постановлением Совета Министров СССР № 316-137 от 04.04.1961. Эскизный проект комплекса был разработан в 1963 г. Испытания ракеты на полигоне в Архангельской области (НИИИП-53) начались 4 ноября 1966 г. и завершились 3 октября 1968 г.

Дальность полёта принятой на вооружение ракеты с моноблочной головной частью весом 600 кг и мощностью 0,6 Мт составила­ 9600 км.

19 декабря

35 лет назад (1978) состоялся первый полёт самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50 (экипаж В. П. Демьяновского), созданного в ОКБ Таганрогского машиностроительного завода (главный конструктор А. К. Константинов) на базе Ил-76МД (генеральный конструктор Г. В. Новожилов).

Всего в Таганроге с декабря 1978 г. по октябрь 1983 г. в А-50 установкой комплекса РЛДН «Шмель» были доработаны три самолёта Ил-76, на которых проводились государственные испытания.

Внедрение в эксплуатацию А-50 в 1984 г. позволило создать сплошное радиолокационное поле у границ СССР. Боевые возможности авиации ПВО при неизменном числе самолётов возросли почти вдвое.

21 декабря

25 лет назад (1988) состоялся первый полёт сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрiя» («Мечта», экипаж А. В. Галуненко) конструкции АНТК им. О. К. Антонова (генеральный конструктор П. В. Балабуев) с шестью реактивными двигателями Д-18Т.

Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы в процессе реализации проекта многоразового космического корабля »Буран».

Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту старта. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.

В дальнейшем планировалось использовать Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 т.

Проект реализовывался в 1984–1988 гг. на Киевском механическом заводе (руководитель проекта главный конструктор В. И. Толмачёв). Были заложены две машины, одна из которых в настоящее время находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской авиакомпанией Antonov Airlines.

23 декабря

День дальней авиации ВВС России – профессиональный праздник всех военно­служащих, имеющих непосредственное отношение к 37-й воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения (37 ВА ВГК СН).

100 лет назад (1913) в этот день совершил первый испытательный полёт самый большой (на тот момент) самолёт в мире – четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» (авиаконструктор И. И. Сикорский), «прадедушка» стратегических бомбардировщиков. Через год, 23 декабря 1914 г. указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании Эскадры воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец». Это положило начало тяжёлой бомбардировочной авиации не только в Рос­сии, но и во всём мире.

День дальней авиации ВВС РФ учреждён в 1999 г. приказом главнокомандующего ВВС РФ и является рабочим днём.

24 декабря

День воинской славы России – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790). Установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

Взятие Измаила – цитадели турецкого владычества на Дунае – имело особое значение в ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга её защищал Дунай шириной 0,5 км, а вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м и глубиной 6–10 м, в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 м. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 000 человек и 265 орудий.

Измаил был осаждён русской армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Взятие крепости способствовало быстрому и успешному окончанию войны. По Ясскому договору (1791) Измаил был возвращён Турции.

26 декабря

35 лет назад (1978) со стапеля «0» Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ, Николаев, Украинская ССР) был спущен на воду советский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Новороссийск» (пр. 11433).

Корабль заложили 30 сентября 1975 г. Главные конструкторы корабля: А. В. Маринич (1975–1977), В. Ф. Аникеев (1977–1982), главный наблюдающий от ВМФ А. Т. Казаков, ст. строитель Г. И. Журенко.

ТАКР «Новороссийск» вошёл в состав ВМФ СССР 14 августа 1982 г. Основным вооружением корабля были самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38 и противолодочные вертолёты Ка-25 и Ка‑27.

После спуска на воду «Новороссийска», в том же 1978 г. на стапеле «0» ЧСЗ заложили следующий советский авианосец – ТАКР «Баку» (пр. 11434), с 4 октября 1990 г. – ТАКР «Адмирал Горшков». Государственная комиссия по приёмке кораб­лей ВМФ под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала В. С. Круглякова подписала акт приёмки крейсера «Баку» 11 декабря 1987 г. 20 декабря 1987 г. на корабле был поднят военно-морской флаг, что считается днём его рождения. В 2004 г. ТАКР «Адмирал Горшков» был продан Индии и после соответствующей глубокой модернизации на северодвинском машиностроительном предприятии «Звёздочка» получил новое наименование «Викрамадитья» (Vikramaditya). Теперь с палубы этого корабля могут взлетать не только вертолёты и СВВП, но и самолёты горизонтального взлёта и посадки. Специально для этого проекта был модернизирован до требований заказчика палубный вариант самолёта МиГ-29. В состав авиагруппы авианосца «Викрамадитья» теперь входят: 14–16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31 и до 3 индийских вертолётов Dhruv (взамен 2 Ка-28) компании HAL.

27 декабря

40 лет назад (1973) состоялся первый полёт по кругу противолодочного вертолёта Ка-27 конструкции ОКБ Н. И. Камова.

Серийное производство вертолёта было начато в 1977 г. на авиационном заводе в г. Кумертау. Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 г. поступили на вооружение ТАКР «Минск», однако на вооружение вертолёт был принят только 14 апреля 1981 г.

Сегодня Ка-27 и его модификации – это «рабочая лошадка» ВМФ России, а также флотов Индии, Китая, Сирии и Югославии. Вертолёты Ка-27 позволяют бороться с подводными лодками противника, имеющими скорость хода до 40 узлов и глубину погружения до 500 м, на удалении корабля до 200 км.

30 декабря

65 лет назад (1948) с подмосковного аэро­дрома Раменское впервые поднялся в не­бо ставший впоследствии легендарным фронтовой бомбардировщик Ил-28 конструкции ОКБ-240 (генеральный конструктор С. В. Ильюшин) с двумя реактивными двигателями РД-45Ф (экипаж В. К. Коккинаки). Чуть ранее, 8 июля 1948 г., Ил-28 совершил свой первый полёт с двигателями РД-45 (лицензионное воспроизведение английских реактивных двигателей НИН фирмы Rolls-Roys).

После проведённых в феврале – апреле 1949 г. государственных испытаний самолёт был запущен в массовое производство.

11 марта 1953 г. главком ВВС Главный маршал авиации П. Ф. Жигарев докладывал в Совет Министров СССР Н. А. Булганину: «Об Ил-28 большинство лётного состава строевых частей отзывается положительно, заявляя о том, что самолёт легко осваивается лётчиками средней квалификации. Его оборудование позволяет совершать полёты днём и ночью, в облаках и за облаками, производить бомбометание с больших и средних высот вне видимости земли. В эксплуатации Ил-28 надёжнее других машин, ранее состоявших на вооружении бомбардировочной авиации ВВС Советской Армии».

Самолёты Ил-28 различных модификаций состояли на вооружении ВВС многих зарубежных стран.

Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, специально для журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии». Lebed2000@mail.ru

Партнеры