Локомотив промышленной политики

Президент РФ Владимир Путин 31 декабря 2014 года подписал важнейший для российского реального сектора экономики закон «О промышленной политике». Данный документ определяет цели, задачи и принципы промышленной политики, круг участников ее формирования и реализации. Кроме того, документом регламентируются полномочия правительства, федеральных, региональных и местных властей в сфере промышленной политики.

Будет финансовая поддержка?

Прежде всего в новом законе обращает на себя внимание возможность финансовой поддержки промышленных предприятий государственными фондами развития. Закон содержит открытый перечень форм поддержки: предоставление займов, грантов, взносов в уставный капитал, участие в лизинговой деятельности.

Например, в сентябре 2014 года на базе Российского фонда технологического развития (РФТР) был создан Фонд развития промышленности. «Цель Фонда – эффективное использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов, – поясняется на сайте организации. – Правила о предоставлении субсидии утверждены правительственным постановлением от 17.12.2014 г. №1388».

Первые средства из федерального бюджета в размере 20 млрд руб. Минпромторг России перечислил в конце декабря. И, как выразил надежду глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, опирающаяся на законы «О промышленной политике» и «О стандартизации» работа Фонда фактически откроет для отечественных производителей «окно возможностей» по завоеванию новых позиций на внутренних рынках.

Точнее говоря, Фонд будет финансировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские, а также технико- экономические и финансово-экономические обоснования. Проекты будут отбираться на суммы кредитования – от 150 млн до 2 млрд рублей. Но ставка будет ориентировочно вдвое ниже рыночной.

«Механизм рефинансирования фонда не привязан к рыночной стоимости заемных денег, – ранее пояснял первый заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин. – Планируемые процентные ставки формируются в целях покрытия потенциальных невозвратов, а не извлечения прибыли».

Ждем негосударственного инвестирования?

«Очевидно, что в условиях экономических и финансовых сложностей основным партнером для российского инновационного бизнеса может стать только государство», – убежден гендиректор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко.

Тем не менее, новый закон расширяет возможности инвестирования негосударственных компаний в промпроизводство.

Особой мерой стимулирования станет специальный инвестиционный контракт. Он заключается на срок до 10 лет между Федерацией (ее субъектом, муниципалитетом) и инвестором. Инвестор обязуется создать, модернизировать и (или) освоить производство на территории страны, ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне.

Другая сторона контракта, в свою очередь, предоставляет инвестору господдержку. «Основным отличием специального инвестиционного контракта от соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения является то, что государство не является инвестором в данном контракте, то есть не осуществляет вложение бюджетных средств или государственного имущества в объект инвестиций», – констатируется в отзыве на закон Комитета Государственной Думы по энергетике.

Инвестору гарантируется неповышение совокупной налоговой нагрузки в течение действия контракта. Как подчеркивает зампред комитета Совфеда по экономической политике Сергей Шатиров, цель такого контракта состоит в обеспечении инвестору максимально благоприятных условий, а не в получении права собственности государства на созданный объект.

Промышленная база данных?

Новый закон также предусматривает создание Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

ГИСП будет аккумулировать информацию о работающих и проектируемых предприятиях, номенклатуре и объемах выпуска основных видов промышленной продукции, госпрограммах в сфере промышленности, кадровом потенциале, включит каталог наилучших доступных технологий и т.д. Кроме того, ГИСП будет содержать базу нормативно-правовых актов, линию поддержки пользователей, открытый каталог промышленных площадок по направлениям работы и территориальной принадлежности.

Пользователи смогут оперативно получать информацию о планах предприятий и своевременно реагировать на изменения загрузки однотипных производств в разных регионах. По мнению законодателей, это позволит исключить концентрацию однотипных производств в одном регионе и обеспечит равномерное распределение предприятий по номенклатуре производимой продукции и эффективной логистике сбыта.

Ранее сообщалось, что Минпромторг потратит на создание системы порядка 43 млн рублей. Правда, остается открытым вопрос, будут ли интегрироваться с ГИСП другие государственные информационные системы, которых в настоящее время в России зарегистрировано более 320.

Например, Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) или системы «Управление», «Законы» и т.д.

Подъем промышленных кластеров?

Дополнительную поддержку закон обещает управляющим компаниям или резидентам индустриальных парков, а также промышленным кластерам.

Действительно, эффективность кластерной модели развития производств уже доказывать не нужно. Как рассказывает директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития РФ Артем Шадрин, в регионах, где существуют один или два пилотных кластера, вскоре появляется третий, пятый и даже седьмой.

Другое дело, что с ростом числа игроков, претендующих на статус кластера, возможны терминологические спекуляции.

И на Гайдаровском форуме – 2015 «Россия и мир: новый вектор» Ассоциация инновационных регионов России и Агентство стратегических инициатив представили проект «Стандарта промышленного территориального кластера». А в ходе обсуждения проекта заместитель гендиректора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов перечислил возможные типы кластеров. В первом случае кластер создается вокруг глобальной компании, и это позволяет переходить ей на следующий уровень. Во-втором – вокруг научного центра развивается центр компетенций, и это помогает участникам достигать технологического превосходства в своей отрасли. В третьем варианте осуществляется трансформация региона от индустриального к постиндустриальному формату с заменой экономических объектов на более современные.

На страже «оборонки»?

Кстати, в последнее время все чаще приходится слышать об инициативах по созданию кластеров именно в сфере ОПК.

В ноябре прошло сообщение, что в Иркутской области начались работы по созданию машиностроительного кластера. Ключевым звеном обозначен НПК «Иркут».

В декабре «РТ-Химкомпозит» (входит в госкорпорацию «Ростех») провел сессию, посвященную созданию «Кластера авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций Калужской области». На данный момент кластер объединяет более двух десятков предприятий, на которых трудится около десяти тысяч человек. «Наличие в составе новой структуры ГНЦ РФ «ОНПП «Технология» и Агентства инновационного развития Калужской области, удачное расположение, продуманная стратегия, понимание перспектив и востребованность в инновационной продукции позволяют с уверенностью говорить: в Калужской области образован новый центр компетенций», – отметил председатель правления структуры Олег Комиссар.

А в январе на заседании коллегии Военно-промышленной комиссии РФ губернатор Тульской области Владимир Груздев сообщил, что в его регионе, благодаря тесной взаимосвязи учебных заведений и промышленных предприятий, сформировался научно-образовательный кластер оборонного производства.

Впрочем, особенностям промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе посвящена отдельная глава нового закона.

Меры стимулирования развития обуславливаются комплексом различных необходимостей. Здесь и создание промышленной инфраструктуры для производства современных комплексов вооружения, и совершенствование процедур размещения государственного оборонного заказа, включая использование внеконкурсных механизмов. И оздоровление финансово-экономического положения организаций ОПК и предотвращение их банкротства.

Проще говоря, государство оставляет себе поле для любых маневров, которые могут потребоваться.

«Закон предусматривает значительное увеличение рабочих мест через систему финансового стимулирования государством и систему госзаказов, – в частности рассуждает генеральный директор «Концерна Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов. – Это реальный инструмент для сохранения без потерь своего производства на высоком уровне и его расширения в будущем».

Анастасия Стрехова

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры