Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Политика собачьего свистка

Составил Иван Жужгин 

 

Считается, что впервые метафору «собачьего свистка» стали применять в Австралии в 1990-х годах, а наибольшую популярность она приобрела в США – во время предвыборной кампании Барака Обамы и позже, особенно активно, в кампании Дональда Трампа. Политика «собачьего свистка» – это передача скрытых посланий целевым группам под видом ценностно нейтральных сообщений.

 

Что? Политика «собачьего свистка» (или догвистлинг) представляет собой стратегический коммуникационный прием, используемый политиками для передачи закодированных сообщений, которые резонируют с определенными группами людей, оставаясь при этом неоднозначными или безобидными для широкой публики. Этот вид политического общения часто использует тонкий язык, символы или отсылки, несущие значения, понятные целевой аудитории. Такие сообщения обычно обращены к настроениям, предубеждениям или интересам этих групп, но не становятся явными или прямолинейными в их выражении. Подобная тактика позволяет политикам привлечь поддержку определенных сегментов населения, не рискуя оттолкнуть остальную часть избирателей.

Сам же термин происходит из практики использования собачьих свистков, которые издают звуки на частотах, слышимых только собаками и не воспринимаемых человеческим ухом.

 

Короче...  Политика «собачьего свистка» – это передача скрытых посланий целевым группам под видом ценностно нейтральных сообщений.

 

Пример 1. Бывшего президента США Дональда Трампа регулярно обвиняют в расистском догвистлинге, который он якобы использует, чтобы получить поддержку ультраправого сегмента избирателей и при этом не отпугнуть людей умеренных взглядов. Например, во время предвыборной кампании Трамп использовал рекламные баннеры, изображающие красный треугольник, – похожий символ использовали нацисты во время Второй мировой войны.

 

Пример 2. Политика собачьего свистка может принимать и невербальные формы. Часто встречаемыми примерами можно назвать использование определенного бренда одежды представителями определенных «субкультур» или же какой-либо атрибутики (ленточек, значков и т.д.) представителями оппозиции в авторитарных странах. Эти невербальные символы служат для идентификации «своих» и могут совершенно не считываться людьми, не знакомыми с «контекстом».

 

Кто? Концепция не имеет четкого автора. Считается, что впервые метафору «собачьего свистка» стали применять в Австралии в 1990-х годах, а наибольшую популярность она приобрела в США – во время предвыборной кампании Барака Обамы и позже, особенно активно, в кампании Дональда Трампа.

 

Источники:

  • Ian Haney López Dog Whistle Politics: Strategic Racism, Fake Populism, and the Dividing of America (2018)
  • Kimberly Witten The Definition and Typological Model of a Dogwhistle (2023)

 

Цитата

Проблема в том, что трудно установить, является ли тот или иной фрагмент речи догвистлингом. Действительно, не очевидно, какие доказательства могли бы, в принципе, разрешить спор о том, является ли то или иное выражение таковым или нет. По своей природе это слабодоказуемая вещь.

Иан Оласов, философ 

 

+ Несмотря на то, что концепция догвистлинга применяется преимущественно в сфере высокой политики, такие сигналы могут применяться и на других уровнях. Например, интересным предметом анализа может послужить то, как деятели искусства используют «собачьи свистки», чтобы «доставлять» политически ангажированные сообщения различным категориям людей.

 

Серьезный недостаток концепции – ее принципиальная недоказуемость. Так, сигнал «собачьего свистка» может прозвучать случайно, если человек не догадывается о специфическом происхождении фразы и ее возможных коннотациях. Кроме того, это дает простор для спекуляций и теорий заговоров. Есть большой соблазн «вчитать» в то или иное высказывание признаки сигналов, которых там нет. Популярный жанр такого конспирологического исследования догвистлинга – попытки определить, какие скрытые послания хотят передать те или иные политики, по тем жестам, которые они используют.

 

= Политика «собачьего свистка» представляет собой обоюдоострый меч в сфере политической коммуникации. Хотя она позволяет политикам ориентироваться в сложных электоральных ландшафтах и апеллировать к различным избирательным стратам, она также вызывает обеспокоенность в отношении прозрачности, честности и продвижения опасных идеологий. Понимание и умение распознавать догвистлинг – важный навык в современном информационном мире, помогающий ориентироваться в тонкостях современных политических сообщений.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 5 (82), 2023 г., Санкт-Петербург