Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Гринвошинг

Составил Иван Жужгин 

 

Гринвошинг (от англ. greenwashing, дословно – отмывание зеленым) – это практика, при которой компании, организации или индивидуумы обманывают потребителей или общественность, создавая иллюзию экологической ответственности и устойчивости в своей деятельности и своих продуктах или услугах, не соответствуя этим принципам на самом деле.

 

Что? Экологическая повестка в политике большинства развитых государств и отчетливые голоса зеленых привели к осознанию рядовыми гражданами необходимости снижения углеродного следа. В результате сформировалась даже некоторая мода на «экологическую осознанность», которая, может, и не соответствует реальным потребительским привычкам людей, но безусловно поддерживается на уровне риторики. Спрос на более экологичную продукцию и давление экоактивистов привели к тому, что некоторые компании отказались от вредных для окружающей среды практик. Вместе с тем, распространились и практики, получившие общее название «гринвошинг». Гринвошинг (от англ. greenwashing, дословно – отмывание зеленым) – это практика, при которой компании, организации или индивидуумы обманывают потребителей или общественность, создавая иллюзию экологической ответственности и устойчивости в своей деятельности и своих продуктах или услугах, не соответствуя этим принципам на самом деле.

 

Короче... Гринвошинг – это маскировка негативной экологической практики под видом заботы о природе и окружающей среде с целью получения прибыли.

 

Пример: Примеры гринвошинга можно найти в любом продуктовом магазине, просто обратив внимание на упаковку. В подавляющем большинстве случаев такие этикетки и надписи, как «100% bio food», «natural product», «100% vegan» и прочие, призванные символизировать экологичность, на самом деле правдивыми не являются. Популярный пример гринвошинга – биоразлагаемая упаковка. В такую упаковку обычно добавляют химическую присадку d2w: она ускоряет распад материала на микрочастицы, но делает упаковку непригодной для переработки. За гринвошингом также замечено большое число крупнейших компаний: от Starbucks и H&M до Volkswagen и IKEA.

 

Кто? Автором концепции считается американский эколог и исследователь Джей Вестервельд, который в своей критической статье 1986 года описал, как в 1960-е годы эту практику впервые применила сеть отелей, предлагая постояльцам повторно использовать полотенца, тем самым экономя значительные средства на стирке.

 

Источники:

  • Jed Greer, Kenny Bruno Greenwash: The Reality Behind Corporate Environmentalism,
  • Tomas Lyon How corporations use greenwashing to convince you they are battling climate change, 2023.
  • Toby Miller Greenwashing culture, 2017.

 

 

Цитата:

Существует множество удивительно простых способов, с помощью которых бренды занимаются гринвошингом – например, дизайн упаковки. Если вы буквально положите что-то в зеленую, более «натурально выглядящую» упаковку, потребитель с большей вероятностью купит это, и вы даже можете повесить более высокий ценник.

Софи Марьянак, глава компании ClientEarth

 

+ Одним из побочных продуктов гринвошинга может быть привлечение внимания к экологической повестке. Даже создавая видимость экологической ответственности, потребители могут стать более осведомленными о проблемах окружающей среды и начать задавать вопросы о реальном вкладе той или иной компании в сохранение окружающей среды.

 

Очевидный минус гринвошинга состоит в том, что он создает ложное впечатление, обманывая потребителей, которые полагают, что поддерживают экологически ответственные компании или продукты, когда на самом деле это не так. Распространение компаний, которые недобросовестно используют эко-повестку в своей маркетинговой стратегии, приводит к тому, что компаниям, которые действительно соответствуют экологическим стандартам, сложнее «добраться» до своего покупателя.

 

= В результате распространения практик гринвошинга людям, которые хотят вносить вклад в более экономичное потребление, необходимо повышать свою осведомленность, чтобы отличать по-настоящему экологичные продукты и товары от тех, которые стремятся такими казаться. В некоторых странах наносить вводящую в заблуждение маркировку запрещено, что облегчает задачу потребителю. Другие, Россия в их числе, отстают по этим показателям.

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (80), 2023 г., Санкт-Петербург