Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Бредовая работа

Составил Иван Жужгин 

Автором и популяризатором концепции бредовой работы выступает английский антрополог Дэвид Гребер. Бредовая работа – такая, которая оказывается бессмысленной или ненужной с точки зрения работников, которые ее выполняют. Независимо от того, принимать гипотезу Гребера или нет, концепция подсвечивает важную моральную проблему современности – тот факт, что возрастающее количество людей убеждено, что их труд не приносит никакой пользы и попросту бессмыслен.

 

Что? Концепция бредовой работы (англ. bullshit jobs) – гипотеза, согласно которой все возрастающая доля наемного труда оказывается бессмысленной или ненужной с точки зрения работников, которые ее выполняют. Согласно опросам, до 40% работников таких стран, как Великобритания и Нидерланды, считают свою работу бессмысленной и не приносящей никакой пользы обществу. Дэвид Гребер, концептуализировавший это понятие, обращает внимание на то, что вопреки прогнозам великих экономистов прошлого века, которые предсказывали снижение количества рабочих часов благодаря развитию технологий, на практике ситуация обстоит противоположным образом, а технологии используются для увеличения рабочего дня и множат количество бессмысленного труда. Вместе с этим происходит «бредовизация» полезных форм занятости (в первую очередь, благодаря росту бюрократической составляющей). Автор предлагает совокупность объяснений этого феномена, среди которых – влияние структурных (растущее значение финансового сектора), политических (стимулирование рабочих мест как безусловная политическая добродетель современности) и культурных (представление о необходимости оплачиваемого труда как главного маркера зрелости) факторов.

 

Короче... Бредовая работа – бессмысленный труд, который существует только потому, что за него кто-то платит.

 

Пример: В качестве примера бредовой работы чаще всего приводятся разнообразные консультанты по оптимизации, тренеры личностного роста, маркетологи, агенты по продажам, работники корпоративного комплаенса и т.д.

 

Кто? Автор и популяризатор концепции бредовой работы – английский антрополог Дэвид Гребер.

 

Источники: 

 

Цитата:

«Благодаря какой-то странной алхимии, которую никто не может объяснить, количество профессиональных бумагомарак продолжает непреклонно расти. При этом все больше и больше работников осознают, что они работают сорок или даже пятьдесят часов в неделю на бумаге, но фактическим трудом заняты лишь пятнадцать часов, как и предсказывал Кейнс. Оставшееся время тратится на организацию или посещение мотивационных семинаров, обновление аккаунтов или скачивание сериалов».

Дэвид Гребер

 

+ Концепция бредовой работы – это еще один аргумент в дискуссии об эффективности капитализма. Концепция Гребера показывает, что технологизация и цифровизация современной жизни, которые многими рассматриваются как благо с точки зрения общего улучшения жизни, на самом деле могут привести к противоположному эффекту. Автор предлагает обратить внимание не на особенности научно-технологического прогресса, а на отношения власти в современных корпорациях и государствах.

 

Ключевая особенность в определении бредовой работы – субъективный элемент, то есть убежденность самого работника в «бредовости» своего труда. Несмотря на попытку обозначить некоторые объективные критерии такой работы, автор настаивает, что в конечном итоге только сам работник может сказать, является ли его работа бредовой или нет. Это, в свою очередь, одна из слабостей концепции, потому что работники зачастую предвзято относятся к полезности или бесполезности своей работы.

 

= Независимо от того, принимать гипотезу Гребера или нет, концепция бредовой работы подсвечивает важную моральную проблему современности – тот факт, что возрастающее количество людей убеждено, что их труд не приносит никакой пользы и попросту бессмыслен. Меняющееся отношение к труду и растущее осознание «ненормальности» существующего порядка – важная проблема, требующая глубокого изучения.

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 1 (78), 2023 г., Санкт-Петербург