Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Концепция. Глокализация

Составил Иван Жужгин

Считается, что термин «глокализация» появился в 1980-е годы в Японии для обозначения стратегии продвижения на рынок какой-либо одной страны товаров и услуг, производимых в массовом масштабе в других регионах планеты. Глокализация указывает на то, что рост значения континентального и глобального уровней происходит одновременно с увеличением значимости местного и регионального уровней. 

 

 

Что? Глокализация (сочетание слов глобализация и локализация) представляет собой одновременное проявление как универсализирующих, так и партикуляризирующих тенденций в современных социальных, политических и экономических системах. Она ставит под сомнение упрощенную концепцию процесса глобализации как линейной и односторонней политической, экономической или культурной унификации. Глокализация указывает на то, что рост значения континентального и глобального уровней происходит одновременно с увеличением значимости местного и регионального уровней. Вместо стирания различий происходит рост таких тенденций, как региональный сепаратизм, подъем значимости локальных культур, возрождение диалектов, возрождение интереса к традициям и т.д.

В контексте маркетинга глокализация означает адаптацию продуктов и сервисов, производимых транснациональными корпорациями, к локальным культурам. Сейчас такой подход рассматривается как компромиссный вариант между тенденциями на стандартизацию и унификацию в рамках глобализации и поддержанием местного рынка и потребностей и вкусов потребителей.

 

Короче... Глокализация – это сочетание глобальных и локальных интересов и ориентаций в развитии.

 

Пример 1. Один из самых известных примеров глокализации – локализация меню в сети McDonalds. Например, в странах, где доминирует мусульманское население, в их заведениях предлагают еду, соответствующую халялю, в Индии – не подают блюда с говядиной, а в скандинавских странах к блюдам из мяса и картофеля предлагают брусничный соус.

 

Пример 2. Игнорирование или незнание локальных особенностей может привести к провалу на рынке. Известным примером можно считать сеть Starbucks, которая встретила сложности с продвижением в Австралии из-за особенной австралийской кофейной культуры, предполагающей поддержку локальных кофеен и сообществ вокруг них.

 

Кто? Считается, что термин «глокализация» появился в 1980-е годы в Японии для обозначения стратегии продвижения на рынок какой-либо одной страны товаров и услуг, производимых в массовом масштабе в других регионах планеты. Одним из первых теоретиков глокализации стал социолог Рональд Робертсон. Также влиятельный взгляд на локализацию принадлежит социологу Джорджу Ритцеру.

 

Источники

  • Victor Roudometof Glocalisation: A critical introduction (2016)
  • Victor Roudometof Theorizing glocalization: Three interpretations (2016)
  • Ronald Robertson Globalisation or glocalisation? (1994)

 

Цитата

«Глокализацию стоит рассматривать как расширение или усовершенствование глобализации, однако нет необходимости принимать “окончательное решение” относительно приоритета одного над другим. Единственное, что очевидно, – это то, что одно не может существовать без другого».

Рональд Робертсон

 

+ На глокализацию возлагают большие надежды такие институты, как Всемирный экономический форум, которые начинают осознавать опасности и недостатки глобализации. С их точки зрения, глокализация сочетает «лучшее из двух миров». Участие в глобальной экономике стимулирует конкуренцию и инновации и открывает доступ к другим рынкам, а производство в непосредственной близости от потребителей способствует процветанию и создает более устойчивую экономику «на местах».

 

– В теоретическом плане до сих пор не существует какой-либо проработанной теории глокализации. В обширной литературе по глобализации не существует коллективного определения глокализации и никакой авторитетной точки зрения, при помощи которой можно было бы установить простую или прямую корреляцию между глобальным и глокальным.

 

= Глокализация – результат осмысления и практического ответа на вызовы глобализации. Некоторые возлагают на нее большие надежды, рассматривая ее как способ преодоления недостатков глобализации при одновременном сохранении ее преимуществ. Другие указывают на опасность тенденций, связанных с угрозами национальному государству, которые может нести рост регионального сознания в рамках глокализации.

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 5 (82), 2023 г., Санкт-Петербург

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять