Сколько стоит граница с Украиной?

Оборудование одного километра границы стоит до миллиона долларов. К этому нужно добавить расходы на обеспечение инфраструктуры в приграничье.

Протяженность российско-украинской границы составляет около 2250 км, из них сухопутная – 1925,8 км (суша – 1,500,2 км, речная – 422,2 км, озерная – 3,4 км) и морская – 320 км (проходит по акватории Азовского и Черного морей). После вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России к указанному расстоянию добавилось 8 км крымской сухопутной границы.

Стена обещаний

Еще в сентябре минувшего года украинская сторона инициировала инженерное оборудование границы с Россией. Проект получил громкое название «Стена» и имеет ряд особенностей.

В частности предполагается рытье рва, дополняемого системами оптико-электронного наблюдения, сторожевыми вышками и т. д., на всем протяжении сухопутного участка. Ров должен быть шириной минимум 4 метра и глубиной 2 метра. Морскую же границу Украины будут защищать системы дистанционного контроля. Стоимость проекта составит 66 млн евро.

В декабре премьер-министр украинского правительства Арсений Яценюк уточнил, что на реализацию проекта потребуется четыре года и 8 млрд гривен (более $520 млн).

Российская сторона не скрывает своего скептического отношения к украинским планам. «Мы понимаем, что это просто осваивают деньги. Там же счет идет на миллиарды, а кто будет проверять, сколько там земли вывезли, сколько закопали?», – в частности прокомментировал инициативу глава Росграницы Константин Бусыгин.

Цифры сами говорят за себя

Границу пересекают 25 железнодорожных магистралей, 3 автострады, около 100 дорог с улучшенным покрытием, почти 300 грунтовых дорог и свыше 400 объездных путей. С российской стороны пограничный контроль осуществляется в 62 пунктах пропуска (37 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных и 3 морских). При этом российская сторона преимущественное внимание уделяет не «охранной», а «пропускной» составляющей работы в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 гг.)».

Уточним, ФЦП предусмотрено строительство более 70 пограничных объектов. Но, в первую очередь, не на Юге России, а в азиатско-тихоокеанском, арктическом регионах и на российско-казахстанском участке государственной границы.

Соответственно, все чаще звучат предложения о пересмотре ФЦП. Так, по словам Константина Бусыгина, с наступившего года начнется масштабная модернизация крымских пограничных пунктов общей стоимостью 6,9 млрд рублей.

Чтобы уточнить необходимый объем работ, в прошлом году глава Росграницы ознакомился с ходом подготовки к модернизации. Он посетил автомобильные пункты пропуска в Армянске, Перекопе и Джанкое, железнодорожные в Армянске, Джанкое и морской пункт в Евпатории. и авиационные пограничные пункты в Симферополе и Бельбеке.

Конечно же, дополнительно необходимо дооснащение пунктов пропуска на «континентальной» части российско-украинской границы.

Дорогое удовольствие

Впрочем, российская сторона, адекватно оценивая существующие угрозы, на «мирном» обустройстве границы не останавливается. Идет процесс укрепления обороноспособности.

Но, прежде чем тратить немалые государственные деньги, следует взвесить необходимые риски. Иначе говоря, принцип оборудования российско-украинского участка границы техническими средствами охраны (ТСОГ) должен исходить из концепции, вырабатываемой Пограничной службой ФСБ России, а концепция разрабатывается, исходя из политической воли.

Как рассказывает главный инженер НПП «Автоматика-С» Леонид Бризицкий, в целом построение может состоять из следующих элементов: физические заграждения на отдельных участках; современные сигнализационные комплексы и средства (оптоволоконные и сейсмические); системы визуального и технического наблюдения (тепловизоры, видеокамеры, радиолокация и др.). Кроме того, необходимы системы контроля и управления доступом; средства связи и передачи информации в автоматическом режиме от ТСОГ и система питания ТСОГ ( или подпитки от других источников).

«Стоимость комплексной системы с набором данных средств по анализу рынка систем безопасности может стоить от 18 до 40 млн рублей на километр государственной границы», – констатирует эксперт.

Плюс инфраструктура

Однако, уточняет Леонид Бризицкий, оборудования границы одними техсредствами недостаточно. После получения сигнала о нарушении необходимы ответные действия. Например, выезд тревожной группы на место нарушения.

Но зачастую вдоль границы гражданские дороги не прокладываются. Путепроводы и мосты тоже надо строить.

Таким образом, Россия предпочла бы удержаться от эскалации расходов на милитаризацию российско-украинской границы. Но вынуждают обстоятельства.

США и ЕС финансируют проект технической помощи «Вторая линия обороны» по укреплению украинской границы.

Поставляется транспорт, включая бронированные внедорожники, и снаряжение: американские бинокли, переносные тепловизоры, пневмокаркасные модули, дизельные генераторы, спальные мешки и иное оборудование.

Сергей Федотов

Партнеры