Безопасность на региональном уровне

Принципы создания интегральных систем мониторинга обстановки

Интегрирование информации ведомственных систем мониторинга обстановки для обеспечения безопасности жизнедеятельности наиболее целесообразно производить на региональном уровне, т. к. именно здесь они получают максимальный объём информации об обстановке и имеют возможность наиболее эффективно её использовать, в связи с чем должны создаваться региональные интегральные автоматизированные системы мониторинга обстановки (РИАСМО) путём объединения информации ведомственных АСМО, совместно действующих в едином регионе.

Общая характеристика проблемы

В последнее десятилетие на основании действующих федеральных документов «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», законов № ФЗ-16 «О транспортной безопасности», № ФЗ-35 «О противодействии терроризму», № ФЗ-261 «О морских портах в Российской Федерации…», указа Президента РФ № 1167 «О неотложных мерах по повышению борьбы с терроризмом», постановления Правительства РФ № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» и др. различные ведомства самостоятельно и независимо друг от друга развивают автоматизированные системы мониторинга обстановки (АСМО) для обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках своего назначения. Вместе с тем, в соответствии с Кон-цепцией формирования и развития единого информационного пространства Российской Федерации и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента РФ № Пр-1694, в основу государственной политики в рассматриваемой области должна быть положена интеграция информационных ресурсов различных ведомств, независимо от форм собственности. Отсутствие интеграции информации систем мониторинга обстановки различного ведомственного подчинения приводит к:

– дублированию различными министерствами и ведомствами работ по созданию элементов, комплексов и систем освещения обстановки;

– распылению государственных ресурсов, выделяемых из бюджета страны на работы по получению и управлению информацией об обстановке;

– низкой эффективности использования данных и снижению качества обслуживания потребителей информацией об обстановке.

Отсутствие в настоящее время у России «Кодекса пространственного морского планирования» резко снижает эффективность межгосударственного взаимодействия как в Балтийском, так и в других регионах.

Централизованная РИАСМО

Системообразующим элементом централизованной (с центральным звеном) РИАСМО явля-ется её региональный информационный центр (РИЦ), в котором собирается и интегрируется вся информация, поступающая от участников интегральной системы, а затем выдаётся всем заинтересованным потребителям (рис. 1).

Первым примером реализации централизованной РИАСМО является создаваемая с 2002 года в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан» единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО).

Основные концептуальные предложения по ЕГСОНПО состояли в следующем:

Цель создания системы – скоординированное и последовательное проведение работ по формированию единого информационного пространства систем государственного и военного управления РФ путём интеграции информационных ресурсов, систем и средств мониторинга (освещения) морской обстановки различного ведомственного подчинения.

Назначение системы – обеспечение органов государственного и военного управления РФ обобщёнными данными о морской обстановке и состоянии среды в масштабе, близком к реальному времени, и данными о движениях надводных и подводных объектов.

Метод построения системы – интеграция ресурсов существующих, создаваемых и разви-вающихся информационных систем в области морской деятельности различного ведомственного подчинения.

Организационная структура – главный информационный центр ВМФ (федеральный уровень) и информационные центры ВМФ регионального уровня, т. е. в качестве ядра ЕГСОНПО рассмат-ривается система освещения обстановки (СОО) ВМФ.

Основные участники ЕГСОНПО – ВМФ, ПС ФСБ РФ, Росморпорт, МЧС.

К настоящему времени также разработана по поручению Правительства РФ № СИ-П7-2273 от 10.04.2010 г. концепция системы освещения обстановки в Арктическом регионе (СОО в Арктике), предусматривающая её создание путём интеграции существующих и перспективных средств освещения обстановки наземного, морского, воздушного и космического базирования, а также центров обработки и распределения информации различной ведомственной принадлежности, т. е. предполагается создать СОО в Арктике на принципах, заложенных в ЕГСОНПО, но со значительно более широким кругом участников интегральной системы.

Практическая реализация централизованной РИАСМО требует решения многих сложнейших задач, таких как:

1. Определить общегосударственного (межведомственного) хозяина (эксплуатационщика) системы, действующего одинаково ответственно в интересах всех заинтересованных ве-домств, использующих информацию системы. Предусмотренное назначение хозяином ЕГ-СОНПО одного ведомства, пусть даже такого крупного, как ВМФ, означает придание ему дополнительных сложных функций сверх выполняемых по назначению, что вряд ли будет содействовать эффективному одновременному выполнению тех и других. Положительным решением проблемы назначения хозяина РИАСМО могло бы стать создание специальных формирований с прямым подчинением Минобороны, но это задача немалого времени и существенных финансовых вложений.

2. Обеспечить сбор и обработку общей информации с максимальными точностями и минимальными задержками, присущими одному из участников ЕГСОНПО – береговой системе управления движением судов (СУДС) Росморречфлота, что потребует огромных капиталь-ных вложений в модернизацию и замену средств технического наблюдения других ведомственных участников системы.

3. Обеспечить функционирование всех ведомственных АСМО с приоритетом интересов РИАСМО, т. е. ведомственным структурам должны быть навязаны требования сверх необходимых каждой из них для выполнения своего назначения, вплоть до регламента ежедневного функционирования.

В рассматриваемой централизованной РИАСМО значительные силы и средства должны быть потрачены на создание ее РИЦ, т. е. на решение задач интеграции информации и её выдачи участникам системы, однако в процессе её эксплуатации быстро выяснится, что интегральная информация оказывается ненужной ни одному из участников системы. Действительно, каждому из участников РИАСМО будут интересны только определённые виды информации от определённых ведомственных АСМО, но собственную информацию они будут использовать напрямую, а не применять её после прохождения процедуры интеграции в РИЦ, вносящей существенные временные задержки и дополнительные погрешности.   

Таким образом, решение перечисленных и сопутствующих задач создания централизованной РИАСМО практически невыполнимо в обозримо короткие сроки при разумных финансовых затратах, что отмечено в концепции СОО в Арктике и подтверждается продолжением активного независимого развития в РФ ведомственных АСМО.

Нецентрализованная РИАСМО

Нецентрализованная РИАСМО создается без центрального звена, т. е. без РИЦ, при этом системообразующим элементом РИАСМО будет выступать подсистема обмена информацией между ее участниками (рис. 2). Создание такой подсистемы обмена информацией не требует специальной проработки, т. к. уже регламентировано законом РФ № 24-93 «Об информации, информатизации и защите информации» и к настоящему времени хорошо освоено на базе Ethernet-технологий.

Предлагаемая нецентрализованная схема построения РИАСМО позволяет избежать всех указанных выше недостатков системы с РИЦ, при этом не нужен единый хозяин системы, а достаточно назначить государственный межведомственный орган научно-методического сопровождения согласованного развития ведомственных АСМО в рамках РИАСМО. Таким координирующим органом в каждом регионе может стать соответствующий филиал или институт Российской академии естественных наук; применительно к Арктическому региону выполнение указанной функции может быть возложено на Арктическую академию наук.

Рассматриваемый способ реализации нецентрализованной РИАСМО был апробирован при выполнении ОКР «Разработка и изготовление фрагмента регионального звена Федеральной интегрированной системы контроля надводной обстановки в территориальных водах и в 200-мильной экономической зоне РФ для Кольского залива» в рамках Федеральной целевой программы «Рест-руктуризация и конверсия ОПК» (1998–2001 гг.). Опытный образец фрагмента системы для Кольского залива (РИАСМО-КЗ) предназначался для сбора и обработки радиолокационной информации

о надводной обстановке на акватории Кольского залива на базе существующих радиотехнических постов Северного флота, постов технического наблюдения Арктического регионального управления ФПС РФ и СУДС Кольского залива, доведения их информации в интегрированном виде до управляющих структур указанных ведомств с целью обеспечения оперативного контроля надводной обстановки в интересах безопасности плавания, обеспечения повседневной деятельности сил флота, охраны территориальных вод и экономической зоны РФ.

Реализованный на практике фрагмент РИАСМО-КЗ состоит из следующих элементов:

  • фрагмент АСМО-КЗ СФ;
  • фрагмент АСМО-КЗ АРУ ФПС;
  • действующая СУДС-КЗ Росморпорта;
  • автоматические каналы обмена радиолокационной информацией между АСМО-КЗ СФ, АС-МО-КЗ АРУ ФПС и СУДС-КЗ на базе ведомственных линий связи.

В результате выполнения указанной ОКР, при незначительных финансовых затратах (менее 1 млн руб.) и в кратчайшие сроки (менее полугода), был создан действующий фрагмент РИАСМО-КЗ, обеспечивший появление возможности наблюдения в РИЦ-КЗ СФ и РИЦ-КЗ АРУ ФПС высокоточной надводной обстановки на большей части акватории Кольского залива, при этом в деятельность участников системы не было внесено никаких дополнительных задач вне их прямого назначения.

Предлагаемая концепция нецентрализованной РИАСМО в применении к надводному на-блюдению в мае 2005 г. рассматривалась на Экспертном совете при Главнокомандующем ВМФ, была одобрена и рекомендована к внедрению в системах охраны прибрежной зоны. 

В существующих условиях эскалации террористической деятельности особое место среди задач обеспечения безопасности жизнедеятельности занимает задача предупреждения угроз террористического и криминального характера важным объектам инфраструктуры различных ведомств. Террористические и криминальные угрозы могут приводить к нарушениям функционирования объектов на длительный срок, к большим экономическим потерям и человеческим жертвам. За рубежом, наряду с силами проведения специальных операций, стремительными темпами развиваются технологии, позволяющие создавать роботизированные технические средства, прежде всего автономные необитаемые и необслуживаемые малоразмерные аппараты для решения задач специальных операций. В связи с этим, для обеспечения эффективной охраны важных объектов необходимо в составе ведомственных АСМО предусматривать специальные локальные автоматизированные подсистемы контроля обстановки (АСКО), работающие прежде всего по малым и сверхмалым целям, таким как малое плавсредство, автомобиль, дельтаплан, пешеход, пловец и т. п.

Оптимальный способ создания АСКО

В настоящее время администрации важных ведомственных объектов обязаны самостоятельно и за счёт собственных средств создавать системы их охраны. Так, морские администрации портов обязаны выполнять такую работу в соответствии с ФЗ № 261. Поскольку они не имеют необходи-мого финансирования для разработки серьёзных охранных систем, но задачу формально должны выполнять, появились многочисленные предложения технического и организационного характера невысокой стоимости, решающие частные задачи охраны с крайне сомнительным качеством.

Учитывая, что задачи охраны важных объектов достаточно идентичны в разных ведомствах, для уменьшения временных и финансовых затрат на проектирование АСКО и обеспечения высокой эффективности их функционирования необходимо:

ввести такие системы в ранг финансируемых и контролируемых государством систем, аналогично системам обеспечения навигационной (эксплуатационной) безопасности, таких как СУДС, для чего следует разработать соответствующую нормативную базу АСКО, которая должна быть положена в основу решения задач проектирования, развёртывания, сертификации и эксплуатации таких систем;

под государственным контролем (в рамках государственной программы) разработать типовую АСКО, включающую в себя все необходимые виды оборудования для обеспечения контроля надводной, подводной, наземной и воздушной обстановки, на базе которой будут разрабатываться АСКО для конкретных объектов охраны;

в нормативной базе АСКО предусмотреть их создание путём адаптации типовой АСКО под конкретные объекты охраны за счёт подбора необходимого количества её различных элементов (оборудования) и привязки их к местности, что обеспечит применение в АСКО только утверждённых решений и сертифицированного оборудования и существенно сократит затраты на их проек-тирование.

Разработка типовой АСКО позволит:

обеспечить высокий уровень унификации и стандартизации при создании АСКО в рамках ведомственных АСМО;

существенно сократить объёмы финансирования и сроки создания АСКО конкретных объектов охраны за счёт исключения из их жизненного цикла стадии разработки составных частей и пе-рехода непосредственно к стадии рабочего проектирования с использованием технических и программных средств из состава типовой АСКО.

Таким образом, в рамках соответствующей государственной программы необходимо разработать и утвердить:

нормативные документы, определяющие основные характеристики АСКО и её типового оборудования, порядок создания и применения АСКО:

– «Положение об АСКО»,

– «АСКО. Технико-эксплуатационные требования (ТЭТ)»;

основные типы оборудования для АСКО, обеспечивающие эффективный контроль малых и сверхмалых надводных, воздушных и подводных объектов-нарушителей.

Основные характеристики  типовой АСКО

Назначение типовой АСКО – надёжное автоматическое обнаружение, классификация, определение координат и параметров движения объектов-нарушителей на водной и земной поверхности, в прилегающем к ним воздушном пространстве и под водой, днём и ночью в любых погодных условиях на расстояниях, обеспечивающих своевременное применение сил и средств защиты охраняемого объекта для предотвращения нанесения ему ущерба со стороны объекта-нарушителя.

Решаемые задачи:

1. Автоматическое обнаружение появления новых объектов на подходах, границах и внутри охраняемой зоны.

2. Автоматическое определение координат и параметров движения обнаруженных объектов.

3. Автоматическая или автоматизированная (с участием оператора) классификация обнару-женных объектов, выделение объектов-нарушителей.

4. Автоматический сбор, объединение и хранение информации от всех датчиков системы.

5. Отображение интегральной информации на экране АРМ оперативного дежурного системы на фоне электронной карты контролируемой зоны с выдачей ему свето-звукового сигнала о факте обнаружения объекта-нарушителя.

6. Автоматическая выдача оповещения и другой информации по обнаруженным нарушителям службе защиты охраняемого объекта и другим заинтересованным структурам.

Основные типы нарушителей:

  • малоразмерные надводные объекты, в том числе дистанционно управляемые, со скоростями хода до 55 уз.;
  • малоразмерные летательные аппараты высотой полёта до 3 км и скоростями до 50 м/с, в том числе моторные дельтапланы;
  • малоразмерные подводные автономные и дистанционно управляемые средства доставки, а также подводные пловцы;
  • наземные транспортные средства всех типов, люди, животные.
  • Состав типовой АСКО. Основные задачи подсистем
  • Подсистема АСН осуществляет автоматическое решение задач 1 и 2 АСКО в надводной, на-земной и прилегающей воздушной областях охраняемой зоны (рис. 3).
  • Подсистема АСП осуществляет автоматическое решение задач 1 и 2 АСКО в подводных областях охраняемой зоны.
  • Вся полученная в подсистемах АСН и АСП информация интегрируется в подсистеме АСО, которая решает задачи 3–6 АСКО, а также обеспечивает оперативное централизованное управле-ние/контроль оборудования всей системы.

Функционирование рассматриваемой АСКО могут обеспечить всего 2 человека:

сменный оператор, решающий задачи технического использования оборудования системы;

радиотехник, решающий задачи технического обслуживания оборудования системы.

Основу подсистемы АСО составляет автоматизированное рабочее место сменного оператора (АРМ-О) и технологическое (АРМ-Т), обслуживаемое радиотехником. АРМ-О оборудовано не-сколькими операторскими рабочими станциями (ОРС), обеспечивающими наблюдение всей полу-чаемой информации и дистанционное управление аппаратурой АСКО. В АСН входят (рис. 4):

система технического контроля поверхности и воздушного пространства на подходах к охраняемой зоне и внутри неё (СТК-ПОВ) на базе радиотехнического оптико-электронного комплекса (РТОК);

система технического контроля периметра охраняемой зоны (СТК-ПЕР) на базе автоматизированной сигнализационно-разведывательной системы (АСРС);

система технического контроля зданий (СТК-ЗД) на базе средств пожаро-охранной сиг-нализации и охранного телевидения.

РТОК составляют: пост технического наблюдения базовый (ПТН-Б), где установлены АРМ-О и АРМ-Т, дистанционные необитаемые (ПТН-Д), обитаемые автономные (ПТН-А) и мобильные (ПТН-М) посты. ПТН оборудуются специальными радиолокационными станциями (РЛС), способ-ными наблюдать малые и сверхмалые цели, а также оптическими телевизионными/тепловизионными системами наблюдения (ОСН). В последние годы РЛС такого типа разраба-тываются несколькими отечественными предприятиями, например РЛС типа «Атлантика» и «Марс» в ХК «Ленинец».

АСРС представляет собой комплект разведывательно-сигнализационных устройств, связанных по радиоканалу с АРМ-О, собирающих информацию об обстановке по периметру территории охраняемого объекта.

Основу подсистемы АСП составляет гидроакустический комплекс, состоящий из стационарных гидроакустических станций (СГАС), системы стационарных датчиков обнаружения (ССДО) и автономных подводных необитаемых аппаратов (АНПА).

Особенно важными рассматриваемые вопросы являются для Арктических регионов в связи с обширностью пространств и разобщённостью территориальных формирований.

Валерий Митько, д-р техн. наук, профессор
Николай Зимин, канд. техн. наук, доцент
Арсений Митько, канд. техн. наук

Партнеры