ADEM – фундамент эффективной подготовки производства

Предложения на рынке САПР можно условно разделить на две группы: так называемые «коробочные» решения и системы, требующие адаптации под требования отдельного предприятия.

Продукты, предлагаемые группой компаний ADEM на отечественном рынке САПР, можно отнести к обеим группам. Если речь идёт только о конструкторской подготовке производства (модуль ADEM CAD), то это можно считать «коробочным» решением. Если говорить о сквозной подготовке производства и организации единого информационного пространства, то тут уже не обойтись без адаптации системы под конкретное предприятие и даже под отдельных пользовате­лей. Все проводимые работы по настройке, доработке и адаптации системы и составляют комплекс мероприятий по внедрению САПР на предприятии.

Интегрированная CAD/CAM/CAPP-система ADEM, являясь САПР, предназначенной для сквозной подготовки производства, подразумевает использование различных средств и инструментов на разных этапах конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) (рис. 1).

Любой производственный процесс, в рамках одного предприятия считающийся типовым, в рамках всей отрасли является уникальным. Соответственно и этап подготовки производства будет также по-своему уникален для каждого предприятия в зависимости от его специфики. Из этого можно сделать вывод, что этап технологической подготовки производства, связанный с применением САПР, изначально не может быть одинаковым для всех предприятий. Отсюда и необходимость адаптации системы под нужды конкретного предприятия и его отдельных подразделений.

В зависимости от функций, возложенных на конкретное подразделение, адаптация системы ADEM может сводиться к нескольким ключевым этапам:

• организация единого информационного пространства (ЕИП);

• адаптация проектирующей части CAPP к условиям предприятия;

• разработка постпроцессоров;

• интеграция с другими системами.

Вкратце раскроем суть работ, проводимых на каждом этапе внедрения.

Организация единого информационного пространства (ЕИП)

Организация ЕИП (рис. 2) служит отправной точкой для полной автоматизации КТПП и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

• построение единого конструкторского про­стран­ства;

• построение единого технологического пространства;

• построение единого пространства норматив­но-справочной информации (НСИ).

Решения в области управления проектными данными ADEM позволяют контролировать весь процесс проектирования от получения ТЗ и до создания электронной структуры изделия (ЭСИ). Получаемая в результате конструкторской подготовки производства ЭСИ позволяет к каждому элементу структуры изделия присоединить конструкторские документы (2D-чертёж, 3D-модель детали, 3D-модель сборки и др.), а также сформировать всю номенклатуру вторичных документов (спецификации, ведомости спецификация, ведомость покупных изделий и др.) в соответствии с требованиями ЕСКД и СТП.

Единое технологическое пространство на базе системы ADEM позволяет выполнять полный спектр задач по ТПП начиная с составления межцеховых технологических маршрутов обработки деталей и сборки изделий (расцеховка) и разработки предварительных технологических нормативов трудоёмкости и норм расхода материалов и заканчивая разработкой технологических процессов, управляющих программ (УП) для станков с ЧПУ, специальной технологической оснастки, технологических нормативов трудоёмкости, норм расхода материалов и разработкой технологического оснащения производства.

Построение единого пространства НСИ при использовании CAD/CAM/CAPP-системы ADEM основано на применении корпоративной справочной системы i-Ris. В этом случае обеспечивается централизованное хранение и использование справочной информации различного назначения (материалы и сортаменты, инструмент и оборудование) специалистами различных подразделений (конструкторских, технологических, служб снабжения).

Таким образом, построение ЕИП, которое позволило бы решить весь спектр задач, стоящих перед специалистами предприятия на этапе КТПП, осуществимо с использованием функционала всего одного программного продукта – интегрированной системы ADEM.

Адаптация проектирующей части CAPP к условиям предприятия

Базовый комплект поставки системы ADEM под­ра­зу­мевает использование бланков выходных форм при формировании технологической документации, соответствующих действующему ГОСТу. Кроме того в комплект поставки системы входят и другие варианты бланков, которые также могут быть использованы для получения документации. Как правило, это устаревшие ГОСТы либо специфические бланки для отдельных отраслей промышленности и т. п. (рис. 3).

Настройка бланков выходных форм может осу­ществляться непосредственно самим пользователем системы в зависимости от требований, предъявляемых к получаемой технологической документации­.

Если требуется выпускать технологическую документацию не по ГОСТу, а по СТП, то соответственно возникает необходимость использования и собственных бланков выходных форм, для создания которых в системе ADEM предусмотрен инструментарий, позволяющий создавать нужные бланки и заполнять их поля в полном соответствии с тре­бованиями СТП.

Как и любой инстументарий, инструменты для создания бланков выходных форм (модуль ADEM CAD) и алгоритмов заполнения этих бланков (модуль ADEM CAPP Developer) требуют соответствующего умения и опыта для грамотного и полноценного использования­ всего их потенциала. Специалисты ГК ADEM предлагают два варианта решения этого вопроса: 1) обучение специалистов предприятия настройке, созданию и адаптации проектирующей части CAPP к требованиям предприятия; 2) выполнение всех работ, связанных с адаптацией проектирующей части ADEM CAPP к требованиям предприятия, силами специалистов ГК ADEM.

Разработка постпроцессоров

Если предполагается использовать САПР в том числе и для программирования оборудования с ЧПУ, то неотъемлемым этапом внедрения становится адаптация получаемых УП под станочный парк предприятия-заказчика. Группа компаний ADEM оказывает услуги по написанию постпроцессоров для получения УП для оборудования с ЧПУ различных типов и сложности. Возможно написание постпроцессоров под любое оборудование с ЧПУ с числом одновременно управляемых координат от 1 до 5: сверлильное, токарное, фрезерное, установки резки (лазерной, газовой плазменной, эрозионной и др.), координатно-пробивное (пресс с ЧПУ).

Огромный опыт написания постпроцессоров под различные виды оборудования позволяет нашим специалистам в короткие сроки подготовить и отладить постпроцессор для любого станка.

Процесс создания постпроцессора условно разделяется на два основных этапа: 1) написание постпроцессора (модуль ADEM GPP, рис. 4); 2) отладка постпроцессора на станке. Первый этап может проходить дистанционно, без выезда специалиста на предприятие, в случае предоставления всей необходимой документации на оборудование. Второй этап предус­матривает обязательное присутствие специалиста ГК ADEM непосредственно у станка. Исключение могут составлять только простые станки (до 3 одновременно управляемых координат) – в этом случае отладка может также проводиться дистанционно.

Если в процессе дальнейшей эксплуатации системы ADEM в целом и постпроцессора в частности возникает необходимость доработки постпроцессора, то эти работы также выполняются специалистами ГК ADEM в рамках гарантийных работ и техподдержки.

Интеграция с другими системами

Один из этапов внедрения системы ADEM на предприятии – её интеграция с другими системами, уже применяющимися на предприятии либо также вновь приобретаемыми. Суть интеграции сводится к тому, чтобы наладить обмен актуальной информацией между несколькими различными системами, будь то системы подготовки производства (CAD, CAM, CAE, CAPP и т. д.), справочные системы либо системы верхнего уровня – системы планирования производства и управления предприятием (MES, ERP, PDM, PLM и т. д.).

Процесс интеграции с различными системами ведётся, как правило, в тесном сотрудничестве с разработчиками других систем и подразумевает получение от заказчика предварительно сформи­рованного ТЗ с описанием ожидаемого результата от интеграции систем.

Для интеграции с другими системами у системы ADEM есть следующие возможности:

• интеграция с CAD-системами посредством прямых интерфейсов и стандартных форматов обмена;

• конфигурирование параметров объектов технологического процесса;

• собственный API для подключения:

– внешних справочников;

– внешних приложений и расчётных задач;

• обмен информацией с другими системами (PDM, MES, ERP и др.);

• взаимодействие с различными СУБД (Oracle, MS SQL Server, PosgreSQL, MySQL, Firebird и др.);

• поддержка формата XML.

Таким образом, наличие необходимой функцио­нальности и большого потенциала у системы ADEM и достаточного опыта решения подобных задач у специалистов ГК ADEM позволяет проводить интеграцию с другими системами в короткие сроки с учётом особенностей и специфики конкретного предприятия, а также всех пожеланий предприятия-заказчика к конечной схеме взаимодействия между всеми интегрируемыми системами.

Примером интеграции в области КТПП может служить совместный проект с компанией Auto­desk. Продукт ADEM CAMpact, выпущенный ГК ADEM в 2011 году, подразумевает использова­ние функционала системы Autodesk Inven­tor 2012 для конструкторской подготовки производства и модуля ADEM CAM для технологической подготовки производства в части программирования обработки на оборудовании с ЧПУ.

Примеры интеграции в области планирования производства – совместные решения с такими системами, как «Галактика» (МРК, Магнитогорск), «Парус» (НПЦ АП им. акад. Пилюгина, Москва; «Факел», Химки), «Омега» (ИЭМЗ «Купол», Ижевск), «Мультиагентная система» (Smart Solution) и др. Интеграция позволяет из всего объёма технологической информации, формируемой системой ADEM, выделить необходимые актуальные данные и передать их в MESсис­тему (планирование производства) или ERP-систему (управление предприятием) (рис. 5). При этом один из главных пунктов процесса интеграции – синхронизация справочников НСИ, таких как справочник ДСЕ (деталей и сборочных единиц), справочники по материалам, единицам измерения, оборудованию, операциям, профессиям, инструментам и оснастке.

Столь детальный подход к процессу внедрения CAD/CAM/CAPP ADEM на предприятии оправдывается тем, что единожды отлаженный механизм взаимодействия различных подразделений и различных САПР впоследствии из­бав­ляет от огромного количества мелких проблем и неприятностей, отнимающих рабочее время и силы сотрудников. Кроме того хочется отметить, что весь процесс внедрения интегрированной CAD/CAM/CAPP-системы ADEM проходит при постоянной поддержке специалистов группы компаний ADEM. Это обусловлено, во-первых, тем, что никто не знает систему лучше её разработчиков, и во-вторых – не на всех предприятиях, даже крупных, на сегодня сохранились собственные службы САПР, способные выполнять подобные работы.

Таким образом, процесс внедрения САПР закладывает фундамент для дальнейшей непрерывной и бесперебойной работы огромного и сложного механизма всего предприятия в целом.

Группа компаний АДЕМ
Москва, ул. Иркутская, д. 11, корп. 1, офис 244
Тел./факс: +7 (495) 462-01-56, +7 (495) 502-13-41
E-mail: omegat@aha.ru

Партнеры