Модернизация системы национальной безопасности России: поиски поля равновесия

В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности России являются приоритетными и безусловными по отношению к другим вопросам политического развития, поскольку для российского государства сегодня решение проблем национальной безопасности, как никогда ранее, напрямую­ связано с дальнейшим развитием страны, сохранением её самоидентификации, самобытной культуры и цивилизационной модели. Президентом страны Дмитрием Медведевым было отмечено, что «развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны».

Уникальное положение Российской Федерации, особенности её географического­ и культурно-исторического ландшафта, традиции вовлечённости в решение глобальных проблем мирового развития свидетельствуют о непригодности для России геополитических моделей обеспечения национальной безопасности, используемых другими государствами. Поиск собственного пути геополитического развития, определение оптимальных направлений реализации национальных интересов в XXI веке превращается для нашей страны в приоритетную задачу в ближайшей и среднесрочной перспективе.

События недавнего прошлого, связанные с ухудшением геополитического положения­ России, хотя и носят временный характер, оказывают существенное влияние на формирование подходов к обеспечению собственной безопасности. Сложившееся положение накладывает повышенную ответственность на лиц, принимающих соответствующие политические решения, в плане учёта, с одной стороны, национальных и геостратегических интересов государства, а с другой – реальных возможностей по их воплощению в жизнь.

Геополитическое положение такого крупного государства, как Россия, представляет собой сложноструктурированное явление, которое в содержательном и функциональном­ плане отражает характер и особенности вовлечения России в систему глобальных пространственно-силовых отношений, способность государства оказывать определённое вли­я­ние на развитие­ геополитической обстановки как в своем регионе, так и мире в целом, создавая условия для реализации своих глубинных интересов, целей и задач. Структурно геополитическое положение Российской Федерации включает в себя ряд компонентов, важнейшими из которых выступают: территориально-географический, геоисторический, гео­экономический, геостратегический.  Каж­дый из них формируется под воздействием определённого спектра геополитических факторов и непосредственно связан с процессами осознания объективных потребностей своего мироразвития, формулируя и реализуя свои априорные интересы.

Анализ практики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что в стране создан и функционирует определённый государственный механизм разработки и реализации политики в области безопасности, вопросы обеспечения которого достаточно широко проработаны в правовом, концептуальном, структурно-организационном и содержательном плане.

Национальная безопасность – вид безопасности­ на уровне отдельных государств, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, её независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие вмешательства в его дела извне. Политическая составляющая безопасности означает:

– устойчивость и эффективность политической системы;

– выражение и реализацию политической системой­ базовых императивов основных социальных групп с одновременным обеспечением социально-политической стабильности;

– отсутствие в обществе жёстких социально-политических конфликтов;

– постоянный многовекторный мо­ни­то­ринг конфликтогенной среды, способству­ющий минимизации деструктивных воздействий на социум.

Значимым элементом безопасности государства является и защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

Общеизвестно, что национальная безопасность структурно включает в себя:

а) Государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью неверно, так как первое понятие является менее широким. Национальная безопасность включает в себя понятие­ государственной безопасности. Государство не является синонимом понятия «нация», государство – это административный аппарат, средство достижения национальных интересов. Не всегда угроза государству может составлять непосредственную угрозу нации, государство может погибнуть, но нация останется – примером тому служит судьба Российской империи и Советского Союза;

б) Общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищённости личности и общества преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера (в теории государства и права есть мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений одним из критериев оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф);

в) Техногенную безопасность – уровень защищённости от угроз техногенного характера. Она обусловливает степень защищённости человека, объектов и окружающей среды от угроз, исходящих от созданных и функционирующих сложных технических систем при возникновении и развитии аварийных и катастрофических ситуаций. Это – состояние защищённости населения, технических систем и окружающей среды от техногенных аварий и катастроф, создающих чрезвычайные ситуации техногенного характера;

г) Экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий.

На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищённостью­ государства от вооружённого нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет непосредственную роль. При этом учитываются такие факторы, как: состояние вооружённых сил страны и возможных театров военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации. В современных условиях происходит постоянное нарастание венчурности системы обеспечения военной безопасности, что обусловлено усилением влияния многочисленных­ детерминант (политико-властных, социокультурных, экономических, информационных, темпоральных, личностных и др.) на процесс принятия решений в интересах обеспечения военной безопасности. Их интеграция образует своеобразную рискогенную среду, которая должна всячески учитываться и регулироваться при определении целей, выбора альтернатив и реализации военно-политических решений.

За последние годы учёными и политиками была проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности России, официально утверждены и уже используются в практической политике такие важные документы, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., обновлённая Военная доктрина и Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, другие документы и положения. В социуме сложилась убеждённость в том, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть взвешены и продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями качественного обеспечения безопасности государства.

Так, по результатам мониторинга, проведённого Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния­ новым рискам и вызовам. В связи с этим современное геополитическое положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности и правопорядка.

Серьёзной проблемой в процессе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по-прежнему остаётся положение с «силовым блоком». Дело в том, что кроме явно недостаточного финансирования всех элементов военной организации государства, в стране численность структур, в которых законом предусмотрена военная служба, значительно превышает все международные стандарты. В настоящее время «силовой блок» включает в себя 12 таких структурных подразделений, и среди них Вооружённые Силы, объективно находящиеся в сложном положении перманентной реструктуризации. В послании Президента Российской Федерации (ноябрь 2010 г.) подчёркнуто, что взят курс на глубокую модернизацию Вооружённых Сил, на проведение в них системных, значимых преобразований, что, по мнению автора, в итоге, с одной стороны, осложнит функцию управления силовыми ведомствами, отдалит традиционное влияние такого органа военного управления, как Генеральный штаб; с другой стороны, и это объективно, качественно будет повышена роль Совета безопасности Российской Федерации, который будет представлять собой единственный государственный орган, способный координировать и направлять деятельность столь многочисленных силовых подразделений.

Наличие определенных противоречий в деятельности государственных и общественных структур по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, потребности устойчивого гео­политического развития России, сохранения её статуса великой державы и осуществления исторической миссии вызывают необходимость дальнейшего поиска путей совершенствования механизма обеспечения её безопасности.

Так, в целях совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации возможно предположить определённый спектр разноуровневых мер (действий), которые могли бы быть предприняты и реализованы в качестве альтернативы к уже существующим, а именно:

1. В теоретико-методологическом плане наиболее оптимальным представляется применение на практике определённой функциональной модели системы обеспечения национальной безопасности. Концептуальные основы процесса обеспечения национальной безопасности России уже озвучены Я. В. Волковым и включают в себя ряд качественных преобразований.

В качестве первого компонента предполагается концепция геополитического развития России, в которой в самом общем виде будут отражены контуры эффективного функционирования российского государства в качестве геополитического субъекта.

В качестве второго компонента возможно рассмотреть­ дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России. С этой целью необходимо обеспечить скорейшее прохождение поправок и изменений к следующим законопроектам: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безо­пасности», а также «О пограничной службе Российской Федерации», «О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О войсковом резерве в Российской Федерации», «О военном положении», «Об иммиграции в Российскую Федерацию» и др. Насущной потребностью стало создание полновесного закона «О Вооружённых Силах Российской Федерации».

Третьим компонентом может выступать сама концепция национальной безопасности, но не в виде официального документа, а лишь как совокупность взглядов, суждений, положений и принципов, максимально точно отражающих особенности геополитического­ положения России и элементы её системы национальной безопасности.

Четвёртым компонентом в этом случае будет принятие доктрины национальной безопасности (официального документа, содержащего общие подходы к обеспечению безопасности Российской Федерации, сферы ответственности и задачи государственных органов в этой области) и частных доктрин безопасности (военной, информационной, экономической, внешнеполитической, экологической и т. д.). Эти документы уже должны носить формализованный характер и приниматься на самом высоком уровне. Утверждённая указом Президента Российской Федерации в мае 2009 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» по форме и предназначению фактически и является доктриной национальной безопасности.

2. В структурно-организационном плане совершенствование механизма обеспечения национальной безопасности Российской­ Федерации видится путём выстраивания управленческой вертикали. Во главе этой системы должен находиться президент государства, опирающийся в своей деятельности на Совет безопасности, который в этой схеме выполняет планирующие, координирующие и контрольные функции. Важно также создать единую централизованную систему информационного обеспечения политики государства в области национальной безопасности, в которую войдут средства защиты информационных ресурсов государства, а также средства информационного сопровождения принимаемых политических решений.

3. В содержательном плане главные усилия по совершенствованию механизма обеспечения национальной безопасности России необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

– при принятии фундаментальных решений в области национальной безопасности стремиться к достижению оптимального соотношения между национальными интересами и возможностями их реализации, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях реализации национальных интересов;

– в политической сфере главными задачами должны стать централизация управления, укрепление единого политического и правового пространства, достижение единства по проблемам безопасности между ветвями власти, обеспечение реального равенства между субъектами Федерации;

– в экономической сфере необходимо создавать условия для укрепления позиций отечественных производителей, повышения роли государства в управлении экономикой, особенно стратегическими отраслями;

– во внешнеполитической сфере главное внимание следует уделить реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, проведению многовекторной внешней политики, содействию усилению роли ООН в международных делах. Выдвинуты идеи выстраивания современного партнерства между Россией, ЕС и США – партнерства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости;

– в военной сфере успех в обеспечении национальной безопасности связан с успешным реформированием военной организации, сохранением стратегических ядерных сил в качестве основного потенциала сдерживания, сохранением лучших традиций отечественного военного образования;

– в информационной сфере важное место должны занимать разработка принципов государственной информационной политики, укрепление государственных средств массовой информации, развитие информационных технологий, осуществление информационной и культурной экспансии в отношении зарубежных стран;

– в духовной сфере главным условием обеспечения национальной безопасности должно стать формирование национальной идеи, объединяющей народы России в их усилиях по достижению достойного будущего для себя и своих потомков. Идеологией, консолидирующей российское общество сегодня, может стать неоевразийство – геополитический проект, который строится на основе самоидентификации народа России в территориальном, культурно-цивилизационном и формационном плане.

Осуществление предложенных мер могло бы способствовать устойчивому и поступательному развитию Российской Федерации, повышению благосостояния её граждан, миру и безопасности на евроазиатском континенте и в мире в целом.

Таким образом, результаты проведённого анализа свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное ухудшение геополитического положения после распада СССР, Россия сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственно-силовых отношений. Статус великой державы определяет и особое геополитическое поведение России, основные способы обеспечения национальной безопасности, неизбежную вовлечённость российского государства в региональные и общемировые системы безопасности.

Вадим Калюжный, канд. полит. наук, доцент

Партнеры