Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Вертолёты нового поколения родом из прошлого

Казанский вертолётный завод отмечает своё 70-летие.

Вертолёты семейства Ми-8/Ми-17, производимые предприятием, широко известны во всём мире как надежные, неприхотливые и безопасные машины.

Свою историю предприятие отсчитывает с 4 сентября 1940 года, дня, в который приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод № 387. Уже в июне 1941 года после эвакуации в Казань и объединения с местным заводом обозных изделий предприятие окончательно получило казанскую прописку и стало профильным авиационным производством. Впереди годы упорного труда, непростых решений и всемирного признания.

«Короли воздуха» и… зерновых полей

Уже в первые годы войны предприятие начало поставлять на фронт авиационную технику. Манёвренные ночные бомбардировщики По-2, выпускаемые на заводе, могли осуществлять полёты в тёмное время суток и при необходимости планировать с большой высоты с выключенным двигателем. Прозванные врагом «ночной смертью», По-2 в полной темноте сбрасывали бомбы и гранаты, повергая тем самым в шок войска противника, деморализуя их боевой дух и создавая легенды про уникальную безмоторную авиацию Советской Армии. Вклад казанских авиастроителей в победу можно оценить уже одним только фактом: на предприятии создавался каждый десятый боевой самолёт, выпущенный авиационной промышленностью СССР в эти годы.

Послевоенная история предприятия связана, в первую очередь, с гражданской продукцией – выпуском самоходных комбайнов С-4. Надо отметить глубокий идейный смысл коммунистической эпохи, ведь сначала рабочие помогали стране победить врага, а в мирные годы – накормить народ.

Нам бы в небо!

Первое серийное вертолётное производство в России тоже тесно связано с историей предприятия. В 1951 году винтокрылая машина многоцелевого назначения Ми-1 с лёгкой руки своего создателя Михаила Леонтьевича Миля сошла с конвейера именно Казанского завода. Вертолёты получили широкое применение в вооружённых силах и гражданской авиации СССР и дружественных государств. Спустя всего год о себе широко заявляет новый амбициозный проект – Ми-4. Долгие годы он являлся самым грузоподъёмным в СССР, а его успех открыл экспортную страницу судьбы предприятия: впоследствии данную модель закупили 34 государства, а в Китае по лицензии будет произведено 500 вертолётов этой модели под индексом Z-5. Всё это стало предвестником главного, самого популярного отечественного транспортного вертолёта – Ми-8. Настало время машин с турбовальными двигателями.

Тщательно разработанная конструкция имела огромный ресурс модификаций. Неудивительно, что Ми-8 стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, поставщик мин. Позже на базе «восьмёрки» был разработан и построен вертолёт-амфибия Ми-14. Военно-морская авиация получила в распоряжение собственную надёжную отечественную винтокрылую машину.

Новейшая история

Появление на карте мира суверенной России оказалось сопряжённым с рядом трудностей – изменились связи, структуры, механизмы управления предприятиями. Экономические связи, налаженные в советские времена, рушились на глазах. Промышленность постепенно впадала в стагнацию. Было принято решение приватизировать завод. В результате 60 % акций стали собственностью трудового коллектива, 30 % – Республики Татарстан, 10 % – инвестиционных фондов. На предприятии начался новый этап развития, а флагманом производства стал модифицированный Ми-8. Сегодня это фактически базовая машина для Министерства обороны РФ, а её экспортный вариант Ми-17 – для иностранных силовых и государственных структур. Эта машина стала основной для серийного выпуска вертолётов не только в Казани.

Важным направлением деятельности предприятия является разработка и производство новой техники. В конце 1990-х годов в небо взлетел первый вертолёт марки АНСАТ – единственный из спроектированных и созданных в России в постперестроечный период силами самого завода. Лёгкий многоцелевой вертолёт с максимальной взлётной массой до 3,5 тонн модифицируется до сих пор. В 2009 году на заводе была изготовлена первая установочная партия вертолётов АНСАТ-У первоначальной подготовки для Министерства обороны Российской Федерации. ОАО «Казанский вертолётный завод» участвует в создании вертолёта Ми-38, отвечая за постройку опытных прототипов и организацию серийного производства. В 2010 году планируется продолжить лётные испытания прототипа № 2 Ми-38.

Сегодня ОАО «Казанский вертолётный завод», входящее в холдинг «Вертолёты России», осуществляет полный цикл создания вертолётной техники от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, всегда следуя выбранной миссии предприятия, которая отражена в планах на ближайшее будущее: внедрение современных высокопроизводительных технологий изготовления продукции, что одновременно обеспечит повышение качества и надёжности производимой вертолётной техники. За два последних года завод фактически увеличил более чем в 2,5 раза производство выпускаемой продукции, а 2009 год умножил прибыль завода в 3,5 раза по сравнению с предыдущим. Предприятие неоднократно признавалось победителем конкурса «Лучший экспортёр России» в номинации «Экспортёр с наиболее активной маркетинговой политикой во внешней торговле», награждалось дипломами конкурса «100 лучших товаров Татарстана» и «1000 лучших предприятий России». Впереди у предприятия новые амбициозные вершины: нет сомнений в том, что Казанский вертолётный завод впишет много славных страниц в историю отечественного вертолётостроения.

Вадим Лигай, генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод»

Партнеры