На настоящий момент основными средствами радиотехнического обеспечения полетов на аэродромах всех силовых структур остаются радиолокационные системы посадки РСП-6М2 и выносные индикаторы системы посадки «ВИСП-75Т», разработанные в 1970-х годах.
Однако время берет свое и старые средства радиотехнического обеспечения полетов нуждаются в замене, и не только потому что отработали 2–3 назначенных срока службы, но и в связи с тем, что современный этап развития авиационной техники требует создания адекватных наземных средств управления полетами. Многоцелевые самолеты-истребители пятого поколения обладают сверхманевренностью, что, в свою очередь существенно измененяет характеристики перегрузок и влечет за собой риск нарушения работоспособности экипажа, вплоть до ее полной утраты.
Таким образом, в современных сложных авиатехнических системах «летчик–ЛА–среда» человек-оператор остается наиболее уязвимым звеном, резко уменьшающим надежность всей системы в целом, причем вопросы контроля работоспособности самого оператора остаются наименее проработанными. Усугубляют ситуацию большое количество различных потенциально опасных ситуаций, скорость их развития, тяжесть последствий, лимит времени на их устранение, уровень информационной загрузки и т. п.
Основные причины аварийности, связанные с человеческим фактором:
– недостаточность и неточность информации на наземных пунктах управления;
– отсутствие возможности оперативного оказания экипажу информационно-интеллектуальной поддержки в необходимом объеме.
Предприятие ЗАО «НТПО "Вектор"» серийно выпускает комплекс средств руководства полетами (СРП) «ВИСП-97». Как отмечается в материалах специальных испытаний, проведенных 929 ГЛИЦ МО РФ в 2009 году, комплекс СРП «ВИСП-97» образца 2009 года является качественно новым отечественным изделием, в составе которого впервые в практике УВД решены задачи повышения информационного обеспечения лиц ГРП, технических служб и членов экипажа ВС путем комплексирования информации от наземных и бортовых источников, системы высокоточного позиционирования по сигналам ГЛОНАСС/GPS о воздушной обстановке и техническом состоянии АТ.
Получаемая и передаваемая информация документируется в реальном масштабе времени, исключая необходимость (при аварии) поиска «черных ящиков».
За счет совершенствования программного обеспечения реализованы дополнительные возможности в части автоматизации процессов руководства полетами и планирования, среди которых необходимо отметить:
• формирование потока ВС заходящих на посадку;
• формирование и отображение информации по расчетам предпосадочного маневрирования и параметров траектории захода на посадку;
• определение дальности между ВС и времени, оставшегося до нарушения установленных интервалов эшелонирования;
• сигнализацию о конфликтных и потенциально конфликтных ситуациях и т. д.
На настоящий момент в режиме посадки автоматизированы практически все операции по УВД.
Согласно Акту специальных испытаний 929 ГЛИЦ МО РФ, комплекс СРП «ВИСП-97» признан лучшим из числа комплексов, принятых на снабжение вооруженных сил Российской Федерации.
Постоянное увеличение объема информации, поступающей для лиц ГРП, а также дефицит времени для принятия конкретного решения, особенно в сложных ситуациях, особых случаях, могут привести к принятию неправильных решений, т. к. лица ГРП не смогут справиться с поступающим объемом информации.
Поэтому следующий задачей, реализацией которой занимаются специалисты ЗАО «НТПО "Вектор"», является создание систем, позиционируемых в качестве инструмента интеллектуальной поддержки принятия решений, максимального снижения неопределенности при принятии решений лицами ГРП с полной автоматизацией процессов УВД, обеспечения непрерывного контроля работоспособности экипажа.
ЗАО «НТПО „Вектор“»
195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 69, лит. Д.
Тел./факс: +7 (812) 458-56-27 (28, 29)
spb@ntpo-vektor.ru