Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Энергия сторожевых…

Силовая установка проекта 20380, в котором корвет «Сообразительный» является вторым сторожевым кораблем, изначально имела совершенно необычную силовую схему: четыре дизеля в виде двух спаренных дизель-редукторных установок (рабочее название 1ДДА12000) с двумя линиями гребных валов. ОАО «Коломенский завод», которому было поручено производство, несмотря на многолетнее сотрудничество с ВМФ, подобные агрегаты не выпускал.

– Более того, у завода не было и модели двигателя, отвечающего необходимым требованиям, и прежде всего по мощности, – говорит главный конструктор по машиностроению предприятия Валерий Рыжов.

– Ближайший прототип имел мощность на 30% ниже требуемой и относился к классу локомотивных дизелей. Мощность необходимо было увеличивать во всем диапазоне рабочих режимов таким образом, чтобы на швартовных режимах и режимах реверса двигатель был способен развить ее в 2,5–3 раза выше, чем на винтовой характеристике.

Успешное решение задачи увеличения мощности связано, главным образом, с модернизацией систем воздухоснабжения и топливоподачи и существенной переработкой базовых деталей силовой схемы конструкции, поэтому прежде всего были усилены: коленчатый вал, блок цилиндров, поршни, шатунное сочленение и крышка цилиндров. Кроме того, впервые в практике завода на двигателе была применена система наддува регистрового типа с отключением одного из турбокомпрессоров, что позволило в несколько раз увеличить мощность на швартовных режимах.

Управление турбонаддувом осуществляется автоматически электронной системой «УРН». Одной из сложнейших задач при работе двух дизелей на один редуктор является обеспечение баланса мощностей. Эта задача была успешно решена созданием электронной системы управления «МАРС», обеспечивающей работу дизелей во всем диапазоне скоростных режимов. Системы «УРН» и «МАРС» созданы на нашем заводе впервые.

Особое внимание было уделено пусковым свойствам дизелей. Отработка системы запуска позволила обеспечить пуск даже при включенной линии валопровода и частично заполненном водой машинном отделении. Реверс-редукторные передачи были созданы заводом «ЗВЕЗДА» (Санкт-Петербург).

Работа силовой установки организована таким образом, что корабль может идти под одним, двумя, тремя и четырьмя двигателями в любой комбинации. Управление установкой осуществляет электронная система «Пурга», созданная НПО «Аврора» (Санкт-Петербург).

Несмотря на серьезные изменения двигателя базового варианта, удалось не только сохранить модульность конструкции, но и выполнить его агрегатированным, разместив комплекс периферийных узлов на одной раме с двигателем. Ресурс двигателей до капитального ремонта 60 тыс. часов, гарантийный срок эксплуатации – 5 лет.

Первый опытный образец двигателя (заводская марка 16Д49) был испытан уже в 2004 году, а в 2006 году были успешно завершены испытания всего комплекса 1ДДА12000 в цехе завода. Испытание такого крупного комплекса в практике завода было проведено впервые. Испытания позволили проверить и отработать алгоритмы управления и взаимодействие всех систем и узлов, что в дальнейшем значительно облегчило пусконаладочные работы на корабле.

Каждая установка 1ДДА12000 в комплекте со всеми системами и узлами подвергается приемо-сдаточным испытаниям на заводе и только после этого отправляется на корабль. Опыт эксплуатации первенца серии 20380 корвета «Стерегущий» и научноисследовательские работы, проведенные нашим заводом, показали, что динамические качества двигателя 16Д49 могут быть существенно улучшены за счет специальных оригинальных решений в системе воздухоснабжения. Завод приступил к реализации этих решений на опытном двигателе.

Партнеры