Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Реверс-редукторная сила

В обеспечение создания серии многоцелевых сторожевых кораблей морской зоны пр. 20380 для ВМФ России (проектант ОАО «ЦМКБ «Алмаз», завод-строитель ОАО «Северная верфь», изготовитель главной энергетической установки ОАО «Коломенский завод») специалисты ОАО «ЗВЕЗДА» разработали и поставили на серийное производство суммирующую двухскоростную реверс-редукторную передачу РРД12000 мощностью 12 тыс. л.с., входящую в состав агрегатов ДДА12000 правого и левого борта.

Энергетическая установка корабля состоит из двух дизель-дизельных агрегатов ДДА12000, каждый из которых включает два двигателя размерности 26/26 (производства ОАО «Коломенский завод») и двухскоростную реверс-редукторную передачу РРД12000 ОАО «ЗВЕЗДА», объединяющую двигатели для совместной или раздельной работы на один гребной винт.

Уникальность созданной специалистами ОАО «ЗВЕЗДА» двухскоростной реверс-редукторной передачи РРД12000, в первую очередь, заключается в огромной передаваемой мощности – она передает на винт 12 тыс. л.с., весит около 25 тонн, а в высоту составляет полтора человеческих роста. При этом редуктор является чрезвычайно сложным высокотехнологичным продуктом машиностроения стоимостью в десятки миллионов рублей.

Высокая надежность передач РРД12000 и соблюдение требований по виброакустическим характеристикам обеспечиваются, в первую очередь, прочностью и точностью изготовления зацеплений зубчатых колес, которые достигаются путем использования суперсовременных технологий. Оптимальность конструкции РРД12000 по весу, габаритам и надежности обеспечивается применением для изготовления зубчатых колес высоколегированных сталей с химико-термической обработкой поверхностей и их последующей шлифовкой. Кроме того, в механизмах реверсирования применяются современные многодисковые гидравлически управляемые муфты собственной конструкции.

На момент начала работы над пр. 20380 в России полностью отсутствовало собственное комплексное производство тяжелых pеверсивных и нереверсивных судовых редукторов, а также их компонентов. После распада СССР такое производство в лице ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» осталось на территории Украины, и у российского судостроения возникла острая необходимость восполнения серьезного технологического пробела.

При поиске разработчика и производителя передач требуемой мощности для перспективной серии сторожевых кораблей ВМФ ОАО «ЗВЕЗДА» оказалось единственным предприятием в России, чьи возможности позволили решить задачу по организации принципиально нового производства в кратчайшие сроки. До этого завод выпускал судовые передачи исключительно для обеспечения собственной продукции – дизель-редукторных агрегатов для скоростного флота малого водоизмещения.

Всего за два года ОАО «ЗВЕЗДА» смогло разработать и наладить выпуск передач РРД12000 при кооперационном участии других российских производителей. Над разработкой и созданием РРД12000 работал коллектив конструкторов под руководством начальника конструкторского отдела передач Б.Н. Ложкина и весь коллектив ОАО «ЗВЕЗДА».

Сегодня «ЗВЕЗДА» является головным российским предприятием-разработчиком и производителем тяжелых реверс-редукторных передач для дизель-дизельных, дизель-газотурбинных и газотурбинных главных судовых энергетических установок кораблей и катеров ВМФ и морских частей силовых ведомств РФ. Серия РРД12000 показала перспективу и дала развитие этому направлению производства.

В настоящее время выполнена разработка и осуществляется изготовление и поставка тяжелых редукторов мощностью от 2500 до 24 тыс. л.с. для главных судовых энергетических установок новых кораблей:

- РРД12000, входящих в состав ДДА12000 на заказах пр. 20380;

- РП6000, входящих в состав 5ДРА на заказах пр. 18280;

- РРП6000, входящих в состав ГЭУ заказов пр. 11711;

- РРП в составе ГЭУ кораблей пр. 21630.

В 2010 году ОАО «ЗВЕЗДА» было поручено выполнение ОКР по разработке конструкции нового электроредукторного агрегата ЭРА13000 мощностью 17433 л.с. для перспективного корабля с электродвижением.

Партнеры