Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Отрасли держатся не на олигархах

2-15-8С 2000 года на «Универсалмаше» производился капитальный ремонт шасси боевых средств ЗРС С-300В. С 2012 года предприятие начало серийный выпуск модернизированных самоходных шасси. О задачах, которые стоят перед заводом сегодня, рассказывает его директор Евгений Версен.

– Евгений Константинович, насколько ваши шасси востребованы на внутреннем рынке?

– Мы создаем не только так называемую «продукцию военного назначения». На базе наших самоходно-гусеничных шасси производятся вездеходы, рассчитанные на суровые условия эксплуатации: тундра, болота, снежная целина. В 2000–2005 годах изготовлялись машины для нефтяников и газовиков.

– Есть ли у продукции «Универсалмаша» экспортное будущее?

– Наши самоходные шасси – это база для зенитно-ракетных комплексов С-300, а они – ходовой товар на внешнем рынке вооружений. Сейчас наши потребители – страны «третьего мира». Но что делать и для кого делать – этот вопрос, конечно, решаем не мы, а первые лица страны.

– Расскажите, пожалуйста, о перспективах предприятия на ближайший год?

– Прежде всего, продолжается работа конструкторов. В настоящее время наше шасси проходит модернизацию, на него устанавливаются определенные узлы и агрегаты, которые должны улучшить ходовые характеристики и надежность. Это достаточно долгий процесс, но в итоге мы получим качественно новую машину.

– Неужели за четверть века конструкция шасси не устарела?

– На сегодняшний день машина абсолютно конкурентоспособна, она спроектирована по надежности, по качеству, по всем ходовым характеристикам с запасом на будущее… Текущая модернизация не касается принципиальных узлов и агрегатов, но позволяет – после обновления определенной номенклатуры деталей – выпускать машины для Государственной программы вооружений до 2020 года. Обращаю внимание, что по нашей машине отсутствуют рекламации.

– Случаются трудности с комплектующими?

– Раньше часть агрегатов производились украинскими предприятиями, но задолго до известных событий на Украине мы нашли адекватную отечественную замену. Изготовление принципиальных узлов и агрегатов производится на «Универсалмаше». Мы являемся, так сказать, монополистами. Соответственно, сегодня производственный комплекс предприятия обеспечивает полный цикл изготовления продукта.

– Простои бывают?

– Мы в декабре закончили работы по государственному заказу, сейчас на выходе последние машины на экспорт. Разумеется, все понимают, что производство останавливать нельзя. Заказы будут, но оформленных заказов еще нет. Такая ситуация вообще характерна для многих предприятий ОПК. Мы не можем работать на будущее, и здесь вопрос не в деньгах: нельзя закупить материалы, если нет договора, на который эти расходы списываются. Мы не можем производить сборку машин, ведь военпреды должны присутствовать на всех этапах, начиная с закупки комплектующих…

– С какими еще проблемами приходится сталкиваться?

– Пожалуй, трудности на всех машиностроительных заводах одинаковые. Это износ основных фондов и проблема их обновления, кадровый потенциал. Из-за санкций обострилась проблема пополнения оборотных средств, быстрее меняются цены, все это в совокупности приводит к так называемым «кассовым разрывам».

– А кадровые проблемы наблюдаются?

– Сейчас у специалистов нет объективной необходимости готовить себе замену. Да, мы всячески поддерживаем наставничество, но дух преемственности, известный по советским временам, воскресить пока не можем. В каждом отделе, в каждой бригаде есть несколько человек, на которых все держится. Убери их – и можно расформировывать весь отдел. А порой остается только один человек, и от него все зависит. Проблема с молодежью усугубляется тем, что им нужны не только возможности профессионального роста, но и социальная помощь – скажем, в вопросе жилья. Увы, этого ничего нет.

– Обсуждаемую технику можно назвать продукцией двойного назначения. Но ведь вы выпускаете и гражданскую продукцию?

– За последние два года мы освоили выпуск и уже поставляем в петербургский метрополитен эскалаторы. Их уникальность заключается в том, что они – узкобалюстрадные. При замене в тоннеле метро вместо трех эскалаторов прежней конструкции можно разместить четыре наших, что для пропускной способности станции имеет принципиальнейшее значение. Второй по значимости продукт, который мы производим, это лифты. Износ лифтового оборудования в мегаполисах очень большой, и Санкт-Петербург здесь не исключение. Мы вышли на рынок капитального ремонта, освоили всю номенклатуру услуги и были включены в реестр администрации Санкт-Петербурга как основные поставщики лифтового оборудования при капитальных ремонтах. Следующий этап – выход на рынок лифтового оборудования для новостроек.

– Сейчас модно говорить об импортозамещении. Не создает ли вам эта мода только лишние проблемы?

– Где, например, наше станкостроение? Поднимать индустрию без собственного станкостроения очень проблематично. Вытянуть какую-либо отрасль производства в стране ни один олигарх самостоятельно не сможет… Наукоемкие отрасли, если посмотреть советскую историю, строились, что называется, «всем миром». Проще говоря, очень хорошо, что жизнь нас заставляет это делать.

– А в чем вы ожидаете встретить основные трудности на пути импортозамещения?

– Вопрос состоит не только в том, что надо вкладывать деньги, но и в том, что надо быть терпеливым и усердно ждать результата. При этом результат часто полностью не совпадает с тем, что было запланировано. И предъявлять претензии, что расчет был ошибочным, не надо. Это было и с атомным оружием, и в авиации, и в ракетостроении. Надо усердно, ответственно работать и уметь терпеливо ждать. Российская практика показывает, что эти проекты держатся на талантливых самобытных организаторах производства.

Беседовал Максим Стерлигов