Вооруженные силы – все в белом

Российское военное присутствие в Арктике по сути является ответом на наращивание другими странами специализированных арктических военных формирований. Создание арктической группировки началось с восстановления военной инфраструктуры на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа.

Необходимость

Официально России принадлежит исключительная экономическая зона, простирающаяся на 370 километров от ее берегов. Но Российская Федерация претендует на расширение этой зоны. Ведь на арктическом шельфе сконцентрировано до 13% неразведанных мировых запасов нефти и до 30% природного газа.

Впрочем, свои претензии на полезные ископаемые Арктики заявляют и ряд других стран, в частности Швеция, Норвегия, Дания, Канада и даже Китай. Например, Канада претендует на обладание Северным полюсом.

При этом в последние годы в военных бюджетах стран-конкурентов доля расходов на подготовку к боевым действиям в условиях северных широт стала заметно расти.

В свою очередь, Россия приняла решение о создании в Арктике, на базе Северного флота, собственной группировки войск, включающей подводные и надводные силы, морскую авиацию, береговые войска и ПВО.

Новое стратегическое командование начало действовать в Арктике 1 декабря 2014 года. Управлять Объединенным стратегическим командованием «Север» поручено командующему Северным флотом адмиралу Владимиру Королеву. В состав будущей группировки Западным, Центральным и Восточным военными округами были переданы отдельные воинские части. Северный флот перешел под новое подчинение со всеми береговыми частями «без каких-либо изъятий в боевом, корабельном и численном составе».

Правда, решение о наращивании сил на Севере было принято не в один день. Еще в 2011 году Москва обещала, что подготовит для действий в арктических условиях 200-ю мотострелковую бригаду.

А в декабре 2013 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что в рамках подготовки к созданию нового военного округа уже начато восстановление аэродромов и причальных сооружений на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах.

Состав

К середине декабря было практически завершено создание подразделений Северного флота на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Ускорились работы на острове Котельный (Новосибирские острова). Здесь конечная цель – в условиях вечной мерзлоты подготовить полосу для приема всех типов самолетов, в том числе тяжелых «транспортников» и стратегических ракетоносцев. Кроме того, здесь уже размещена и «осваивается» 99-я тактическая группа. Ожидается, что, кроме прочего, в ее состав войдут батареи «Рубеж» и «Панцирь-С».

Также объекты военной инфраструктуры размещаются на других площадках, в том числе на островах Земля Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Врангеля, Новая Земля и мысе Шмидта. Здесь развертываются радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Так, частями на острове Врангеля и мысе Шмидта боевое дежурство осуществляется с октября 2014 года.

Из РЛС прежде всего обращает на себя внимание всепогодная коротковолновая РЛС ближнего действия «Подсолнух». Она обеспечивает круглосуточный контроль надводной и воздушной обстановки на расстоянии до 450 км. Одновременно сопровождаются с выдачей целеуказания на поражение до 300 морских и 100 воздушных объектов.

На самом арктическом побережье строятся новые пограничные заставы ФСБ РФ и позиции зенитно-ракетных войск ПВО. В январе дивизия ПВО Северного флота получила на вооружение зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф». Такой комплекс предназначен для уничтожения средств воздушно-космического нападения: самолетов стратегической (в том числе «невидимок») и тактической авиации, самолетов-разведчиков, всех видов баллистических ракет, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолетов радиолокационного дозора и наведения и т.д. Каждая ЗРС способна одновременно вести огонь по 36 целям с наведением на них до 72 ракет.

Если не сохранились подходящие для реконструкции постройки с советских времен, личный состав временно размещается в жилых модульных комплексах.

К концу прошлого года в российском секторе Арктики уже действовали четыре военных аэродрома, в том числе и «Темп» на острове Котельный. В целом предусмотрено строительство и реконструкция наземного авиационного полигона, 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации и 13 аэродромов. Среди них семь северных аэродромов, расположенных в городах Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

На очереди также создание двух отдельных мотострелковых бригад. По словам главнокомандующего Сухопутными войсками Олега Салюкова, их задачей будет «патрулирование прибрежной зоны, охрана объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечение прохода и сопровождение кораблей по Северному морскому пути, а также демонстрация военного присутствия в Арктике».

Формирование отдельной мотострелковой бригады в Мурманской области практически завершено. Вторая арктическая бригада будет сформирована в течение 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе.

Как пообещал главком, арктические соединения будут оснащены высокопроходимыми транспортными средствами – двухзвенными транспортерами, снегоходами, кораблями на воздушной подушке.

Подготовка

С 2013 года Дальневосточное высшее военное командное училище начало готовить курсантов к службе в Заполярье. Программа включает горнолыжную подготовку, прыжки с парашютом в северных широтах, управление снегоходами и другой спецтехникой, а также выживание в экстремальных условиях.

Также под службу в Арктике адаптированы программы подготовки войсковых разведчиков в Новосибирском высшем военном командном училище.

Но этого мало. И в нынешнем году Министерство обороны РФ обещает создать специализированный центр для подготовки военных, проходящих службу в Арктическом регионе. Параллельно учится «выживать» в северных условиях техника и экипировка. По словам заместителя главы Минобороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова, прежде чем быть включенной в «северные» поставки, гусеничная и автомобильная военная техника проходит многонедельные испытания.

В частности, нынешней зимой специалисты проверили «в полевых условиях» более 20 образцов техники, в том числе армейские снегоходы с санями, вездеход на шинах сверхнизкого давления, двухзвенные гусеничные транспортеры, автомобили «Рысь» и «Тайфун»... Испытания включали трехсуточный автономный марш протяженностью 500 км по полуострову Рыбачий с выполнением специальных исследований и испытаний на труднопроходимых заснеженных участках тундры.

И в начале весны арктическая группировка получила первый плавающий снегоболотоход высокой проходимости модели ТТМ-4902ПС-10. Гусеничный вездеход состоит из двух модулей. В первом могут разместиться шесть человек, а во втором – 10. Задний модуль можно переделать в спальный или медицинский отсек, либо в командный пункт. Машина работает при температурах от –50 до +50 градусов Цельсия и преодолевает препятствия высотой до 1,8 метра.

Кстати, до конца года все военнослужащие Заполярья будут обеспечены специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до –57 градусов. Новая форма получила название «костюм арктический» и состоит из 18 наименований. Обмундирование создано по принципу многослойности из сочетания натуральных и синтетических материалов. В комплект входят влагоотводящее и теплое белье, утепленные сапоги, перчатки и шапка. Верхняя одежда имеет светло-бежевый цвет.

Помимо этого, Военно-медицинской академией разработаны нормы арктического рационного питания для военных, проходящих службу на Крайнем Севере.

Угрозы

Одни, допускающие возможность силового решения территориальных споров в Арктике страны, тратят деньги на типовые виды вооружения, другие закупают специализированную технику.

Например, силы обороны Норвегии сегодня создают в дополнение специальную группировку быстрого реагирования для арктических районов своей страны «Север» (RRFN), которая будет развернута в 2017 году. Основой группировки станут танковый батальон на машинах Leopard 2 и батальон механизированной пехоты на БМП CV90.

В 2016 году норвежская разведка получит новейший разведывательный корабль Marjata 11, который будет действовать в Северном Ледовитом океане. Также на Севере появятся стелс-истребители F-35 и модернизированные системы противовоздушной обороны.

Напомним, военный бюджет Норвегии на 2015 год – около 8 млрд долларов. В арктических учениях НАТО в Норвегии в 2014 году Cold Response участвовали около 16 тыс. солдат из 15 государств.

«Играют мускулами», демонстрируя готовность бороться за Арктику, и в другом полушарии. Так, в марте стало известно, что Канада решила строить флот военных ледоколов. На производство пяти кораблей будет израсходовано 3,2 млрд долларов. Начало строительства намечено на сентябрь текущего года, построенные корабли планируется спустить на воду в 2018–2022 годах.

А, например, в технической прессе США появилась публикация о завершении первой фазы испытания дрона, способного работать под арктическими льдами. Официальная задача – исследование уровня солености морской воды, льдов и течений.

Поскольку перечисленные инициативы планировались задолго до того, как стали публично известны, напрашивается следующий вывод: не Россия инициировала «гонку вооружений» в Арктике.

С другой стороны, Заполярье вооружается не только из-за борьбы за природные ресурсы. Через 10–15 лет благодаря климатическим изменениям станет возможной круглогодичная навигация по Северному морскому пути, и Суэцкий канал потеряет актуальность. Но более важно, что через Северный полюс проложены трассы стратегических бомбардировщиков США. Кроме того, из Арктики возможны пуски крылатых ракет с подлодок, и эти ракеты могут достигать территории центральной России за каких-то десять минут.

В таких условиях и с учетом ситуации ухудшившихся международных отношений ничего не предпринимать Москва элементарно не могла себе позволить.

Виктор Сухомлинин

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры