MBMC-2015: проблемы импортозамещения не замалчиваются

На прошедшем в Петербурге седьмом Международном военно-морском салоне было проведено более 80 официальных переговоров с участием главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей ОАО «Рособоронэкспорт» и АО «ОСК». Кроме прочего, в рамках деловой программы участники форума рассказали, с какими проблемами сталкиваются при решении задачи по импортозамещению.

Исполняющий обязанности вице-президента АО «ОСК» по МТО и управлению поставками Михаил Калугин:

…Многие предприятия находят ресурсы для выполнения тех задач, которые предлагают наши конструкторские бюро, и это говорит о том, что наша промышленность не стояла на месте, появилось много новых наукоемких и, самое главное, обладающих высокоточным технологическим оборудованием предприятий, которые могут производить изделия для импортозамещения. Хотя на сегодняшний день проблем немало. Ведь изготовить аналоги импортной продукции можно только на импортном оборудовании, поэтому перед нами сейчас стоит двойная задача…

…Сейчас мы повернулись на восток, так как наши коллеги в Китае, Индии, Тайване оказались во многих областях впереди нас. Они охотно идут на контакт, потому что, пользуясь случаем, хотят выйти на наш рынок. К тому же не все компании на Западе прекратили сотрудничество с Россией. Многие не хотят терять рынок, и достаточно много оборудования к нам поступает через более сложную систему поставок. Мы сейчас пытаемся создавать совместные предприятия, чтобы наши российские производители получили доступ к современным технологиям. Есть планы через год-два-три полностью перевести изготовление судового оборудования на территорию РФ…

…В настоящее время российское судостроение – самое затратное судостроение в мире. У нас строятся корабли любой ценой, но лишь бы в срок. Сейчас стоит другая задача: соблюдение сроков – с минимальными затратами. Деньги должны использоваться очень эффективно. Это принципиально новая задача.

Есть и проблема производственных мощностей. Загрузка тех предприятий, которые могут выпускать продукцию необходимого нам качества, в 2–3 раза превышает их производственные мощности. Сейчас есть сильнейшая потребность в новых предприятиях, которые могут принять участие в выполнении гособоронзаказа.

Заместитель главного конструктора НПО «Сатурн» Михаил Гасуль:

До 2014 года энергетические установки для многих кораблей, строившихся в РФ, производились на украинском предприятии «Заря-Машпроект». Сейчас задача по выпуску газотурбинных двигателей стоит перед НПО «Сатурн». Одна из наших проблем – несоответствие имеющихся технологических и производственных мощностей предприятия задачам. Мы никогда не занимались изготовлением двигателей мощностью свыше 14 тыс. л.с.

Сейчас идет техническое перевооружение предприятия.

Но самый проблемный для нас вопрос – это отсутствие на сегодняшний момент в РФ комплексной испытательной базы. Впрочем, в рамках федеральной целевой программы идет освоение и строительство универсального сборочно-испытательного комплекса, предназначенного для испытаний как двигателей, так и агрегатов мощностью до 40 МВт.

Максим Стерлигов

Партнеры