Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Новый двигатель «Звезды» – локализация 70%

 

В 2011 году был запущен ряд подпрограмм в рамках ФЦП «Национальная технологическая база», одна из которых касалась дизелестроения. В реализации подпрограммы одним из ключевых предприятий выступает ОАО «Звезда». Наш собеседник – председатель совета директоров Павел Плавник.

– Павел Гарьевич, какую задачу выполняет ваше предприятие в рамках ФЦП?

– Предприятию было поручено разработать двигатель, который станет базовым в новом семействе мощностью от 400 до 1700 кВт. Он должен удовлетворить потребности сразу целого ряда гражданских отраслей, помимо Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.

Работа была организована специалистами ОАО «Звезда» совместно с одной из ведущих зарубежных инжиниринговых фирм, имеющей в этой области наиболее высокий рейтинг в мире. Отмечу, что к работам удалось привлечь преподавателей и студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Это тоже очень важно – мы ставили задачу сформировать костяк специалистов, которые обеспечивали бы развитие нового семейства двигателей в ближайшие 15–20 лет.

Как результат, на МВМС-2015 был представлен судовой дизельный двигатель семейства М150 (рабочее название «Пульсар»). Он подтвердил все свои основные показатели. Сейчас проводятся дополнительные испытания, связанные с доработкой настроечных режимов, оптимизацией расхода топлива и дальнейшим улучшением показателей по экологичности.

– На Военно-Морском салоне сообщалось, что в М150 воплощен ряд технических новинок, которые рассчитаны на перспективу…

– Двигатель конкурентоспособен в глобальном масштабе. Кроме того, он имеет потенциал развития и по мощности, и по использованию газомоторного топлива. На основе базовой конструкции его легко можно исполнить в генераторном варианте, для морского и железнодорожного применения, в карьерной технике. При этом за счет универсальности основных узлов его стоимость становится крайне привлекательной для рынка. В целом этот новый продукт является серьезным импульсом для развития всего предприятия.

– Сегодня очень важен такой вопрос, как локализация компонентов и узлов...

– Двигатель М150 был создан за очень короткий промежуток времени с жесткими требованиями по срокам. Для создания первых базовых образцов были привлечены компании с большим опытом в разработке деталей и узлов и развитым производством – чтобы, как говорится, брать комплектующие с полки. Одно из требований к поставщикам – возможность быстро подстраиваться под потребности нового двигателя.

На следующем этапе, начиная с 2013 года, мы приступили к максимальной локализации на перспективу. Разработали несколько ее уровней с учетом реальных возможностей действующих производств на территории России и стран ЕАЭС, а также государств БРИКС.

– То есть, еще до введения экономических санкций на «Звезде» активно занялись импортозамещением?

– Мы изначально рассматривали именно такой вариант локализации. Просчитали, какой уровень эффективен для нас, – это 70%. Он оптимален с учетом цены и качества, так как дает возможность формировать максимальную прибавочную стоимость на территории России. Сейчас уровень локализации составляет порядка 40%, но в ближайшие два года выйдем на 70% – цифра вполне достижимая. Кроме того, нами разработан план полного импортозамещения на случай развития событий по негативному сценарию.

– Когда планируете запуск нового двигателя в серию?

– Готовность выпустить первые двигатели на имеющейся территории завода, как сейчас говорят, «на коленке», – спустя год после начала финансирования. В этот срок входит заказ комплектующих и их поставка, сборка и испытания. Что касается серийного выпуска, то здесь другой подход – необходимо подготовить дополнительные технологические мощности, организовать дополнительное сборочное производство, установить специализированные стенды и приобрести недостающее оборудование для обработки ключевых деталей и узлов.

Приятно, что наш двигатель уже ждут проектировщики. К примеру, руководитель ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко лично присутствовал на первом публичном запуске этого двигателя, внимательно выслушал отзывы специалистов и оценил его технические особенности. Такое внимание не может не радовать.

– Если говорить о поставках по линии Министерства обороны РФ, что предстоит сделать?

– Есть два основных направления использования наших дизелей для нужд ВМФ. Первое – поставка двигателей для главных энергетических установок. Речь идет о проектах не очень большого водоизмещения, где наши двигатели М150 мощностью до 1400 кВт – это оптимальное решение, которое превосходит как предыдущие модели двигателей «Звезды», так и аналоги зарубежных фирм.

Второе направление для ВМФ – генераторная тематика. Наши двигатели могут использоваться как для аварийного энергоснабжения кораблей, так и для питания их вспомогательных энергоустановок для собственных нужд.

В том числе для обеспечения электропривода, что сегодня представляет очень интересное направление для отдельных проектов.

Кроме того, мы видим перспективу использования дизельных двигателей нового поколения в качестве дизель-генераторов в различных подводных агрегатах ВМФ.

Естественно, помимо военно-морского флота есть целый ряд других видов и родов войск, где потребность в аварийном и основном энергоснабжении весьма актуальна: начиная от РВСН и воздушно-космических сил и заканчивая обеспечением электроэнергией военно-медицинских учреждений в полевых условиях.

– Сказались ли санкции на деятельности предприятия?

– До введения санкций сложилась особая доверительная атмосфера между нашими и зарубежными инженерами и конструкторами в организации трансфера лучших технологий, а сейчас ситуация ухудшилась. У некоторых руководителей западных фирм есть реальное опасение подвергнуться давлению со стороны собственных правительств из-за взаимодействия с российскими партнерами. Кроме того, в связи с санкциями возникли вопросы по поставке оборудования, которых раньше не было. Опять же проблемы касаются обеих сторон – наши партнеры теряют выгодных покупателей.

Есть и безусловный позитив. Ведь порой принимались неадекватные и не взвешенные решения, что не шло на пользу отечественной экономике и науке, развитию кадрового потенциала и инженерной культуры в России. Сегодня пришло понимание: надо полагаться на свои возможности и ресурсы, в том числе интеллектуальные.

– Какие экономические трудности сегодня вызывают особую тревогу?

– Прежде всего, это скачки тарифов. В течение месяца они могут меняться до 40%! Это никак экономически не объяснить. Остается надежда, что даст эффект решение о расформировании Федеральной службы по тарифам и передаче ее полномочий в ведение Федеральной антимонопольной службы. Но результат должен быть очень быстрый и эффективный – ситуацию нужно кардинально улучшать.

– Насущная проблема отечественной промышленности – необходимость технического перевооружения. Что предполагаете сделать на заводе в ближайшие годы?

– Конечно, хотелось бы иметь больше возможностей для приобретения оборудования. Надеюсь, озвученные президентом России планы по включению части затрат на техническое перевооружение в себестоимость будут реализованы, и прежний порядок вернется. Считаю, это будет серьезный шаг к увеличению темпов модернизации.

Мы в свою очередь стремимся направлять на техническое перевооружение всю получаемую прибыль. Иногда даже удается потратить на это 200% полученной прибыли за счет взаимодействия с органами государственной власти – подключаясь к профильным программам софинансирования. Это когда на вложенный нами в модернизацию производства рубль еще половину рубля дает правительство города и половину – федеральный центр. Надо отметить, что Санкт-Петербург в этом плане имеет положительный опыт, и мы ощущаем реальную поддержку.

В частности, мы планируем в ближайшие годы получить качественно модернизированные мощности для выпуска редукторов. Очень надеемся, что запустим программу по перевооружению литейного производства, потребность в котором в Северо-Западном регионе огромна – как в судостроении, так и в других отраслях. Кроме того, станем модернизировать один из цехов площадью 12 тыс. кв. м, где будет сформировано практически новое производство плюс стендовое оборудование, обеспечивающее увеличение мощностей по выпуску полной линейки продукции для судостроения.

Олег Починюк

 

Партнеры