В целях реализации Указа Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052 и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2008 г. № 873 в составе государственной корпорации «Ростехнологии» сформирована холдинговая компания (интегрированная структура) ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», ориентированная на организацию и координацию работ в области авиационного агрегатостроения.
Тенденцией современного авиастроения является смещение компетенций по разработке бортовых систем и агрегатов от авиастроителей-финалистов к поставщикам бортовых систем. Мировой рынок бортового оборудования и авиаагрегатов представляет собой группы крупных игроков – системных интеграторов, являющихся непосредственными поставщиками одной или нескольких интегрированных бортовых систем для авиастроителей-финалистов. Системные интеграторы являются гарантами исполнения обязательств, участвуют в финансировании необходимых разработок, обеспечивают послепродажное обслуживание. К этой группе относятся такие компании, как Hamilton Sundstrand, Honeywell, Liebherr, Intertechnique, Zodiac, Goodrich и др. Как центры компетенций и кооперации, они выстраивают нужные технологические цепочки и формируют группы доверенных поставщиков и субподрядчиков, обеспечивая среди них должный уровень качества и эффективности.
Это позволяет находить решения по оптимизации показателей весовых и энергетических характеристик, улучшать ценовые параметры систем. Кроме того, уменьшение количества поставщиков позволяет авиастроителям-финалистам снижать риски и сроки разработки, а также повышать управляемость новых проектов.
В настоящее время единственной российской интегрированной структурой в авиаагрегатостроении является ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», входящее в государственную корпорацию «Ростехнологии» и объединяющее 37 предприятий. Головное предприятие Концерна ОАО «АКБ „Якорь“» – лидер в области разработки и производства электрооборудования для самолётов, вертолётов, объектов специальной техники и автономной электроэнергетики. Существенно возросший объём его НИОКР составляет ныне более 30% от общего объёма работ предприятия, а в ближайшей перспективе планируется увеличить его долю до 50%.
В целях создания центров технологической компетенции, оптимизации корпоративной структуры и исключения дублирования производственных процессов Концерном начат процесс реструктуризации, который планируется завершить к концу 2014 г.
Не менее важную роль на рынке авиаагрегатов играют компании, не входящие в Концерн, с примерно таким же объёмом производства бортового оборудования. При этом большинство предприятий, вне зависимости от форм собственности и принадлежности к холдинговым структурам, испытывают ряд общих для отрасли проблем:
• технологическая отсталость;
• отсутствие необходимых компетенций по разработке и производству интегрированных бортовых систем;
• отсутствие единой с авиастроителями-финалистами системы проектирования и управления проектом (gate-система);
• разорванные технологические цепочки поставщиков и субподрядчиков;
• неспособность нести финансовые гарантии исполнения обязательств;
• отсутствие качественной послепродажной поддержки производимой продукции.
Эти факторы существенно ограничивают конкурентоспособность предприятий отрасли и не позволяют авиастроителям-финалистам в полной мере опираться на российских поставщиков при реализации перспективных программ.
Задачей Концерна в программном периоде является переход к современным мировым моделям создания технологической и производственной базы, необходимой для успешного развития российской авиастроительной отрасли. Для этого требуется сформировать на базе российских разработчиков и производителей авиаагрегатов группы системных интеграторов, соответствующих следующим требованиям:
• поставка всей интегрированной бортовой системы, а не только отдельных её компонентов;
• полный цикл производства указанной системы (исследования, разработка, испытания и производство);
• мировые стандарты качества производственных, конструкторских и технологических процессов;
• гарантия исполнения обязательств, в том числе финансовых, в полном объёме в установленные сроки;
• поставка продукции на мировой рынок;
• наличие послепродажной поддержки поставляемой продукции.
Механизмом выбора и формирования системных интеграторов является участие предприятий подотрасли в перспективных программах российской авиационной промышленности, реализуемых Объединённой авиастроительной корпорацией, холдингом «Вертолёты России», Объединённой двигателестроительной корпорацией, при выполнении следующих условий:
• определение поставщиков бортовых систем для перспективных программ российской авиационной промышленности на основании открытых тендеров;
• предоставление российским компаниям технических требований на системы бортового оборудования и агрегаты, а также характеристик систем иностранного производства, установленных на перспективных воздушных судах;
• допуск иностранных компаний к участию в открытых тендерах исключительно в партнёрстве с российскими предприятиями – производителями аналогичных систем;
• гарантии иностранных компаний по локализации критических технологий или всего производства на российских предприятиях.
Государственная поддержка предприятий – победителей тендеров на участие в перспективных программах осуществляется в виде безвозвратного и возвратного бюджетного финансирования и направлена на реализацию проектов, критически важных для предприятия. При этом направленность проектов, по которым осуществляется государственная поддержка, будет непосредственно зависеть от статуса предприятия – победителя тендера:
Российская компания – самостоятельный участник тендера. Государственная поддержка проектов, направленных на увеличение эффективности производства, внедрение новейших технологических процессов и инновационных решений.
Российская компания, возглавляющая партнёрство с иностранной компанией. Государственная поддержка проектов, направленных на обретение ключевых технологий или локализацию производств, необходимых для самостоятельной поставки бортовых систем.
Российская компания в партнёрстве, возглавляемом иностранной компанией. Государственная поддержка проектов, направленных на локализацию производств, критических для поставки данных бортовых систем.
Реализация данного механизма государственной поддержки создаст для подотрасли условия, при которых наиболее перспективные российские предприятия получат опыт сотрудничества с западными производителями, доступ к современным технологиям, финансовые и технологические возможности для создания современных эффективных производств, критических для выпуска конкурентной продукции, стимул к укрупнению и кооперации для повышения конкурентоспособности в тендерах.
Координаторами процесса формирования центров компетенции проектирования и производства систем бортового оборудования должны совместно выступить ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“» и заинтересованные профильные институты и отечественные заказчики.
В кооперации с ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолёты России» и ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» развёрнута работа по освоению передовых зарубежных технологий, созданию конкурентоспособных агрегатов и формированию на их базе систем и комплексов авиационного оборудования для перспективной авиационной техники.
ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“» и ФГУП «НИИСУ» необходимо сформировать технический облик базового комплекта бортового оборудования (самолётного и вертолётного) на основе унифицированных комплектующих систем и агрегатов, легко адаптируемых для различных типов воздушных судов.
Для формирования научно-технического задела и создания базового комплекта необходимо освоить критические технологии разработки и производства входящих в него систем.
Координатором процесса освоения технологий и формирования задела должно выступить ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», включающее крупнейших производителей бортовых систем и агрегатов, и создать на базе имеющихся научных ресурсов необходимые центры компетенции.
В рамках данного процесса Концерну потребуется:
• Непосредственно осуществлять необходимые работы по разработке и созданию ряда критических агрегатов и технологий.
• Привлекать к формированию задела не входящие в Концерн предприятия, являющиеся разработчиками и производителями отдельных бортовых систем и агрегатов.
• Осуществлять взаимодействие с отраслевыми научными центрами, проводить мониторинг и координацию НИР и ОКР по конкретным направлениям, участвовать в формировании и реализации Национального плана развития науки и технологий в авиастроении.
• Осуществлять постоянную координацию процесса создания критических агрегатов и технологий с авиастроителями-финалистами и государственными органами.
В программном периоде авиационному агрегатостроению предстоит пройти в своем развитии стадии стабилизации (2012–2015 гг.), консолидации (2016–2020 гг.) и рентабельности (2021–2025 гг.).
Стратегическая цель Концерна – вывод российского авиационного агрегатостроения на современный мировой уровень, доминирование на отечественном авиационном рынке и конкурентное участие в мировом авиационном рынке.
Задачи, реализуемые Концерном:
• координация и реализация единой научно-технической, финансовой и организационной политики в области разработки, создания и производства изделий авиационной техники;
• диверсификация деятельности предприятий Концерна путём использования их научно-технического потенциала в смежных рынках;
• расширение и углубление компетенций предприятий Концерна с целью выхода на авиационный рынок в качестве системного интегратора, являющегося разработчиком и/или поставщиком одной или нескольких бортовых систем и принимающего на себя комплексные гарантийные обязательства и обеспечивающего послепродажное обслуживание.
105318, Москва, ул. Ибрагимова, д. 29, стр. 31
Тел./факс: +7 (495) 989-29-39
E-mail: concern@avia-equipment.ru
http://www.avia-equipment.ru