Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Авиаагрегатостроение в свете современных тенденций

В целях реализации Указа Президента РФ от 10 июля 2008 г. № 1052 и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2008 г. № 873 в составе государственной корпорации «Ростехнологии» сформирована холдинговая компания (интегрированная структура) ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», ориентированная на организацию и координацию работ в области авиационного агрегатостроения.

Тенденцией современного авиастроения является смещение компетенций по разработке бортовых систем и агрегатов от авиастроителей-финалистов к поставщикам бортовых систем. Мировой рынок бортового оборудования и авиа­агрегатов представляет собой группы крупных игроков – системных интеграто­ров, являющихся непосредственными поставщиками одной или нескольких интегрированных бортовых систем для авиастроителей-финалистов. Системные интеграторы являются гарантами испол­нения обязательств, участвуют в финансировании необходимых разработок, обеспечивают послепродажное обслужи­ва­ние. К этой группе относятся такие ком­пании, как Hamilton Sundstrand, Honey­well, Liebherr, Intertechnique, Zodiac, Good­rich и др. Как центры компетенций и коопе­рации, они выстраивают нужные технологические цепочки и формируют группы доверенных поставщиков и субподрядчиков, обеспечивая среди них должный уровень качества и эффективности.

Это позволяет находить решения по оптимизации показателей весовых и энергетических характеристик, улучшать ценовые параметры систем. Кроме того, уменьшение количества поставщиков позволяет авиастроителям-финалистам снижать риски и сроки разработки, а также повышать управляемость новых проектов.

В настоящее время единственной российской интегрированной структурой в авиа­агрегатостроении является ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», вхо­дящее в государственную корпорацию «Ростехнологии» и объединяющее 37 предприятий. Головное предприятие Концерна ОАО «АКБ „Якорь“» – лидер в области разработки и производства электрооборудования для самолётов, вертолётов, объектов специальной техники и автономной электроэнергетики. Существенно возросший объём его НИОКР составляет ныне более 30% от общего объёма работ предприятия, а в ближайшей перспективе планируется увеличить его долю до 50%. 

В целях создания центров технологической компетенции, оптимизации корпоративной структуры и исключения дублирования производственных процессов Концерном начат процесс реструктуризации, который планируется завершить к концу 2014 г.

Не менее важную роль на рынке авиа­агре­гатов играют компании, не входящие в Концерн, с примерно таким же объёмом производства бортового оборудования. При этом большинство предприятий, вне зависимости от форм собственности и принадлежности к холдинговым структурам, испытывают ряд общих для отрасли проблем:

• технологическая отсталость;

• отсутствие необходимых компетенций по разработке и производству интегрированных бортовых систем;

• отсутствие единой с авиастроителями-финалистами системы проектирования и управления проектом (gate-система);

• разорванные технологические цепочки поставщиков и субподрядчиков;

• неспособность нести финансовые гарантии исполнения обязательств;

• отсутствие качественной послепродажной поддержки производимой продукции.

Эти факторы существенно ограничивают конкурентоспособность предприятий отрасли и не позволяют авиастроителям-фи­налистам в полной мере опираться на российских поставщиков при реализации перспективных программ.

Задачей Концерна в программном периоде является переход к современным мировым моделям создания технологической и производственной базы, необходимой для успешного развития российской авиастроительной отрасли. Для этого требуется сформировать на базе российских разработчиков и производителей авиаагрегатов группы системных интеграторов, соответствующих следующим требованиям:

• поставка всей интегрированной бортовой системы, а не только отдельных её компонентов;

• полный цикл производства указанной системы (исследования, разработка, испытания и производство);

• мировые стандарты качества производственных, конструкторских и технологических процессов;

• гарантия исполнения обязательств, в том числе финансовых, в полном объёме в установленные сроки;

• поставка продукции на мировой рынок;

• наличие послепродажной поддержки поставляемой продукции.

Механизмом выбора и формирования системных интеграторов является участие предприятий подотрасли в перспективных программах российской авиационной промышленности, реализуемых Объединённой авиастроительной корпорацией, холдингом «Вертолёты России», Объединённой двигателестроительной корпорацией, при выполнении следующих условий:

• определение поставщиков бортовых систем для перспективных программ российской авиационной промышленности на основании открытых тендеров;

• предоставление российским компаниям технических требований на системы бортового оборудования и агрегаты, а также характеристик систем иностранного производства, установленных на перспективных воздушных судах;

• допуск иностранных компаний к участию в открытых тендерах исключительно в партнёрстве с российскими предприятиями – производителями ана­логичных систем;

• гарантии иностранных компаний по локализации критических технологий или всего производства на российских предприятиях.

Государственная поддержка предприятий – победителей тендеров на участие в перспективных программах осуществляется в виде безвозвратного и возвратного бюджетного финансирования и направлена на реализацию проектов, критически важных для предприятия. При этом направленность проектов, по которым осуществляется государственная поддержка, будет непосредственно зависеть от статуса предприятия – победителя тендера:

Российская компания – самостоятельный участник тендера. Государственная поддержка проектов, направленных на увеличение эффективности производства, внедрение новейших технологических процессов и инновационных решений.

Российская компания, возглавляющая партнёрство с иностранной компанией. Государственная поддержка проектов, направленных на обретение ключевых технологий или локализацию производств, необходимых для самостоятельной поставки бортовых систем.

Российская компания в партнёрстве, возглавляемом иностранной компанией. Государственная поддержка проектов, направленных на локализацию производств, критических для поставки данных бортовых систем.

Реализация данного механизма государственной поддержки создаст для подот­расли условия, при которых наиболее перспективные российские предприятия получат опыт сотрудничества с западными производителями, доступ к современным технологиям, финансовые и технологические возможности для создания современных эффективных производств, критических для выпуска конкурентной продукции, стимул к укрупнению и кооперации для повышения конкурентоспособности в тендерах.

Координаторами процесса формирования центров компетенции проектирования и производства систем бортового оборудования должны совместно выступить ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“» и заинтересованные профильные институты и отечественные заказчики.

В кооперации с ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолёты России» и ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» развёрнута работа по освоению передовых зарубежных технологий, созданию конкурентоспособных агрегатов и формированию на их базе систем и комплексов авиационного оборудования для перспективной авиационной техники.

ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“» и ФГУП «НИИСУ» необходимо сформировать технический облик базового комплекта бортового оборудования (самолётного и вертолётного) на основе унифицированных комплектующих систем и агрегатов, легко адаптируемых для различных типов воздушных судов.

Для формирования научно-технического задела и создания базового комплекта необходимо освоить критические технологии разработки и производства входящих в него систем.

Координатором процесса освоения технологий и формирования задела должно выступить ОАО «Концерн „Авиационное оборудование“», включающее крупнейших производителей бортовых систем и агрегатов, и создать на базе имеющихся научных ресурсов необходимые центры компетенции.

В рамках данного процесса Концерну потребуется:

• Непосредственно осуществлять необходимые работы по разработке и созданию ряда критических агрегатов и технологий.

• Привлекать к формированию задела не входящие в Концерн предприятия, являющиеся разработчиками и производителями отдельных бортовых систем и агрегатов.

• Осуществлять взаимодействие с отраслевыми научными центрами, проводить мониторинг и координацию НИР и ОКР по конкретным направлениям, участвовать в формировании и реализации Национального плана развития науки и технологий в авиастроении.

• Осуществлять постоянную координа­­цию процесса создания критических агре­га­тов и технологий с авиастроителями-фи­на­листами и государственными органами.

В программном периоде авиационному агрегатостроению предстоит пройти в своем развитии стадии стабилизации (2012–2015 гг.), консолидации (2016–2020 гг.) и рентабельности (2021–2025 гг.).

Стратегическая цель Концерна – вывод российского авиационного агрегатостроения на современный мировой уровень, доминирование на отечественном авиационном рынке и конкурентное участие в мировом авиационном рынке.

Задачи, реализуемые Концерном:

• координация и реализация единой научно-технической, финансовой и организационной политики в области разработки, создания и производства изделий авиационной техники;

• диверсификация деятельности предприятий Концерна путём использования их научно-технического потенциала в смежных рынках;

• расширение и углубление компетенций предприятий Концерна с целью выхода на авиационный рынок в качестве системного интегратора, являющегося разработчиком и/или поставщиком одной или нескольких бортовых систем и принимающего на себя комплексные гарантийные обязательства и обеспечивающего послепродажное обслуживание.

105318, Москва, ул. Ибрагимова, д. 29, стр. 31
Тел./факс: +7 (495) 989-29-39
E-mail: concern@avia-equipment.ru
http://www.avia-equipment.ru