Узкофюзеляжный самолет МС-21 стал главной премьерой авиасалона МАКС-2019, который проходит в Жуковском с 27 августа по 1 сентября.
На Международном авиакосмическом салоне МАКС самолет представляется широкой публике впервые.
Автор: Александр Ермаков
Пожалуй, главной премьерой проходящего в подмосковном Жуковском авиасалона МАКС-2019 стал перспективный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21.
Создание нового самолета МС-21 это наиболее яркий пример возможности выхода на гражданский рынок традиционных игроков оборонки – в данном случае авиастроительной корпорации "Иркут", аккумулировавшей для реализации проекта инженерные кадры бывшего КБ Яковлева и производственные мощности Иркутского авиазавода, ранее известного в первую очередь по Су-30.
На МАКС-2019 самолет представляется широкой публике впервые (на момент проведения предыдущего салона, в июле 2017 года, с его первого полета прошло только два месяца, и самолет был на ранней стадии заводских испытаний), причем более чем широко – в работе салона примут участие все три проходящих летные испытания самолета, включая один в летной программе и один с установленным пассажирским салоном. В первый день выставки МС-21 был продемонстрирован высоким гостям – президентам России и Турции.
Кроме того в рамках салона прошла отчетная пресс-конференция о статусе программы. В общей сложности выполнено более 200 полетов. К трем проходящим испытания самолетам до конца года должен присоединиться четвертый, он находится сейчас на стадии комплектования.
Подтверждено, что завершение сертификационных испытаний и получение основного сертификата типа на самолет базового облика (с американскими двигателями P&W1431G-JM) планируется в следующем, 2020 году. Поставки заказчикам этого варианта планируются во второй половине 2021 года.
Ведется активная работа по повышению доли отечественных компонентов в конструкции. В апреле этого года подана заявка на начало испытаний в 2020 году с российскими двигателями ПД-14 на достраиваемом пятом летном образце - для получения дополнительного сертификата на вариант с этой силовой установкой, что планируется реализовать в 2021 году.
Сам двигатель прошел программу испытаний на стендах и летающей лаборатории на базе Ил-76 и сертифицирован Росавиацией. В отношении машины с российскими двигателями иногда употребляется индекс МС-21-310. В этот вариант так же планируется перестройка первого прототипа.
Кроме базовой модификации МС-21-300 на 163 пассажира в двухклассной компоновке (211 в варианте для лоукостеров), подготовлен комплект проектной документации на укороченный МС-21-200. Однако вариант "-200" фактически заморожен несколько лет назад по соображениям крайне малой востребованности на рынке младших модификаций в семействах аналогов. Напротив, ведется активная проработка удлиненного условного "-400", подготовлен экскизный проект, но на данный момент окончательное решение о создании этой модификации не принято.
В случае благоприятной ситуации с заказами к 2025 году планируется выйти на темп выпуска 72 самолета МС-21 в год. Небольшой шаг к этому был сделан и в ходе МАКСа, когда было подписано три меморандума о намерении приобрести МС-21: c российской авиакомпанией "Якутия" (пять машин), казахстанской Bek Air (10 машин) и неким неназванным покупателем еще на пять машин. Объем твердых контрактов пока составляет в общей сложности 175 бортов.
В условиях естественного снижения объемов гособоронзаказа в обозримом будущем просто не потребуются столь авральные закупки авиатехники, какие были необходимы для замены физически и морально крайне устаревшей техники советского производства. "Иркут" своим смелым предприятием показывает пример реализации военных компетенций в гражданской области.
Александр Ермаков
©"Новый оборонный заказ. Стратегии"