«Орион-Э» это первая в России разработка беспилотника тяжелого класса, соответствующий по международной классификации классу MALE.
На сегодняшний день Группа «Кронштадт» — первая и единственная в России компания, которая справилась с этой задачей.
«Орион-Э» предназначен для ведения воздушной разведки и информационного обеспечения подразделений вооружённых сил. В состав комплекса входят несколько беспилотников большой продолжительности полета, система автоматического взлета и посадки, наземный пункт управления и обработки, аэродромное технологическое оборудование.
Новая разработка выводит Россию на новый уровень технологий: беспилотные летательные аппараты, входящие в состав комплекса, не уступают передовым мировым аналогам, обладают превосходными характеристиками по дальности и продолжительности полета.
Беспилотные летательные аппараты тяжелого класса являются целевыми стратегическими сегментами «Кронштадта». Группа продолжает развивать компетенции и технологии, связанные также с системами управления и обработки данных, полезными нагрузками и наземными компонентами комплексов с БЛА.
В ходе авиасалона МАКС-2017 был проведен премьерный показ комплекса, в том числе презентация масштабной модели беспилотника, наземного пункта управления, ряда целевых нагрузок, а также демонстрация сценария применения беспилотника "Орион-Э" средствами единого виртуального поля боя.
Генеральный директор группы "Кронштадт"Армен Исаакян (на презентации БЛА):
- Работать над созданием "Орион-Э" мы начали в 2011 году. В рамках реализации этой программы нами были разработаны абсолютно новые инновационные решения. Мы освоили технологию композитного производства. В рамках наземного пульта управления нами был разработан комплекс программного обеспечения по управлению миссией, по применению полезных нагрузок и обработки данных средств воздушной разведки. Это позволяет полностью автоматизировать работу экипажей и др.
С 2016 года группа "Кронштадт" (после вхождения в состав АФК «Система») получила новый импульс развития беспилотного направления. С учетом инвестиционных возможностей перед нами открылись новые проекты и программы.
Сегодня мы уже работаем с нашими партнерами в «Рособоронэкспорте» и начинаем предлагать свои новинки на экспорт. Рассчитываем занять лидерские позиции в сегменте тяжелых беспилотников в России и стать заметными на мировом рынке. Характеристики функциональности и качества нашего продукта позволят нам добиться этих целей.
Николай Долженков, Генеральный конструктор, зам. гендиректора по беспилотному направлению:
- За последние 5 лет главным достижением нашей компании является создание сквозной цепочки: от проектирования до выпуска конструкторской документации, опытного производства и летно-испытательного центра. В каждом звене этой цепочки работают профессионалы. В рамках работы над проектом нашей командой были разработаны технологии, которые ранее не существовали в стране. Назначение тяжелого беспилотника как разведывательного комплекса с большой дальностью полета потребовали абсолютно новых решений.
В «Орионе» нет ни одного серийного изделия, которое мы могли взять и установить, ни на борту, ни на земле. Нам пришлось в общей сложности оформлять более 100 технических заданий, из них 50 основных крупных на новые разработки. Специалисты авиационных программ знают, если в самолете 30 % новизны, то это означает высокие технические риски. А наш комплекс (и самолет) это 100 % новизны.
Нам удалось разработать ряд ключевых технологий, которые невозможно было получить на западе. Например, мы создали системы проектирования, конструирования, технологической обработки и изготовления конструкций для такого класса летательных аппаратов.
Мы вели большую работу самостоятельно и с помощью наших смежников, отраслевых институтов, ЦАГИ. Пришлось разработать ряд систем, которые применимы только для этих беспилотников. Например, чтобы существенно расширить климатические возможности аппарата. "Орион-Э" можно использовать даже в зонах активного обледенения.
Стадия летных испытаний, на которой мы сейчас находимся, показывает, что задача создания уникального летательного аппарата с большим перспективным запасом нами практически решена. Есть полная уверенность, что конечный результат будет 100%-ным. И мы планируем в дальнейшем расширить линейку тяжелых беспилотников.
Можно констатировать, что Россия, наконец, вступила в международный элитный (очень немногочисленный) клуб стран, способных создавать крупноразмерные беспилотные комплексы подобного класса. На этой дороге нас ждет еще немало трудностей, но сделано главное, в нашей стране есть предприятие, которое профессионально специализируется на решении таких задач.
"Орион-Э" полностью изготовлен из композиционных материалов и обладает уникальными характеристиками по дальности и продолжительности полета.
Беспилотный летательный аппарат "Орион-Э" имеет размах крыла в 16 метров и длину в восемь метров. Его максимальная взлетная масса составляет одну тонну, а максимальная масса полезной нагрузки - 200 кг. Его "потолок" по высоте достигает 7,5 км, максимальная продолжительность полета со стандартной целевой нагрузкой составляет 24 часа, скорость горизонтального полета - до 200 км/ч.
Комплекс "Орион" позволяет решать задачи воздушной разведки и целеуказания, выполнять картографирование местности, находить узлы связи и места скрытия средств ПВО противника.
Демонстрация "Орион-Э" на авиасалоне вызвала большой интерес иностранных партнеров и потенциальных заказчиков.
Группа "Кронштадт" и "Рособоронэкспорт" договорились совместно продвигать "Орион-Э" на зарубежные рынки. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано на авиасалоне. Свои подписи под документом поставили генеральный директор группы Армен Исаакян и начальник департамента экспорта специмущества и услуг ВВС "Рособоронэкспорта" Сергей Корнев.
"Подписание соглашения с "Рособоронэкспортом" является важнейшим этапом успешного продвижения нового высокотехнологичного российского продукта на мировой рынок", - прокомментировал событие Армен Исаакян.
Фото: Анна Старостенкова, "НОЗС"
19 июля 2017г., г. Жуковский, Московская обл.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"