России удалось увеличить экспорт бензина почти на 40% несмотря на эмбарго ЕС и потолок цен на нефтепродукты. Свою роль, вероятно, сыграли санкции, из-за которых выросла практика смешивания бензина с нафтой, что позволяет продавать такой продукт по верхнему пределу потолка цен.
С начала до середины апреля 2023 года экспорт бензина увеличился на 38%, достигнув 1,8 млн тонн, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на источник, знакомый со статистикой. За этот же период производство бензина в России выросло до 11,8 млн тонн, что превосходит показатели прошлого года на 5%. Запасы бензина на НПЗ и нефтебазах превысили 2 млн тонн. При этом биржевая стоимость бензина начала расти лишь на прошлой неделе, а до этого снижалась на фоне профицита товара, несмотря на рост нетбэка.
Как передает издание Reuters, Россия нашла замену европейскому рынку в Африке. В частности, поставки возросли в Нигерию, Тунис и Ливию, на которые пришлась основная доля в 488 тыс. тонн. Всего в первом квартале африканские страны импортировали 812 тыс. тонн российского бензина, что эквивалентно почти трети всего экспорта российского бензина.
С 5 февраля ЕС и страны G7 расширили потолок цен для экспорта российской нефти на нефтепродукты. Потолок предполагает два предельных уровня цен: $100 за баррель для бензина и дизтоплива и $45 за баррель для нафты и темных нефтепродуктов. Судовладельцам и страховым компаниям запрещается оказывать услуги по перевозке российских нефтепродуктов по контрактам, не предусматривающим условия предельной цены.
Как сообщают источники издания, в начале года нафта торговалась выше установленного для нее потолка в $45 за баррель, из-за чего российские поставщики могли бы понести потери при ее экспорте. Это привело к распространению практики смешивания нафты с бензином, что позволяет продавать получившийся продукт по предельной цене в $100 за баррель.
В марте прошлого года экспорт нефтепродуктов из России столкнулся с трудностями из-за введенных санкций Евросоюза и США после начала военных действий на территории Украины. Многие зарубежные трейдеры прекратили закупать топливо из РФ, что привело к затовариванию в марте и апреле 2022 года и значительному снижению объемов переработки нефти в России. В связи с этим российские нефтекомпании вынуждены были перенаправлять поставки в основном в Азию.
Санкции Евросоюза повлияли на отгрузки дизтоплива незначительно. Его экспорт с начала 2023 года снизился всего на 3% до 9,5 млн тонн при общем производстве в 23,8 млн тонн. Падение компенсировалось ростом поставок на внутренний рынок. Кроме того, в первой трети апреля экспорт дизтоплива вырос на 8,5% в годовом сравнении до 894 тыс. тонн. Это позволило нефтяным компаниям увеличить суточную переработку в начале апреля по сравнению со средними значениями марта.
Источник — Коммерсантъ