В Москве проходит VI Всероссийская конференция "Закупки в оборонно-промышленном комплексе".
Мероприятие проводится при поддержке коллегии Военно-промышленной комиссии РФ и Федеральной антимонопольной службы.
Собравшиеся обсуждают проблемы, связанные с развитием системы закупок в оборонно-промышленном комплексе. И, в частности, переход на электронный формат торгов. Нагрузка на регулятора при закрытых закупках весьма велика. Каждая такая процедура фактически превращается в анализ всего рынка. В связи с этим большие надежды возлагаются на электронные торговые площадки. Но, как сказал заместитель главы ФАС Даниил Фесюк, эффективность таких площадок будет достигнута только после решения вопросов с сертификацией.
- Если при переходе закупок на электронный формат, люди будут продолжать работать со всеми допусками и предписаниями, ходить и проставлять печати, то эти торги будут по затратам равняться тому, что есть сейчас, - сделал прогноз Даниил Фесюк.
Кроме того, настала пора менять в рамках электронных аукционов принцип "молотка", считает Фесюк:
- Почему-то никто не хочет реализовать совершенно иную стратегию. А именно – раскидать на все торги мое сегодняшнее ценовое предложение и ждать ответной реакции. Почему я сегодня должен сидеть и стучать по клавишам во время аукциона? Между прочим, закон вовсе не ограничивает нас движением за победителем. Картельная система "таран" - в головах! Ты можешь поставить свою цену и идти дальше...
По мнению Даниила Фесюка, переход в электронную форму должен сопровождаться новыми возможностями, а не просто стать копией традиционных торгов. В качестве аргумента выступающий рассказал анекдот: "Что такое система электронного документооборота в России? Это распечатать документ, чтобы его подписать и отсканировать".
- Важно сделать так, чтобы новые электронные инструменты не просто копировали бы бумажные технологии, а давали бы нам всю доступную информацию с возможностью ее анализировать, - резюмировал тему Фесюк.
Еще один важный вопрос затронул в своем выступлении заместитель руководителя ФАС. Необходимо изменить ситуацию двойного сопровождения ГОЗ (банковского и казначейского), в которой сейчас находятся исполнители гособоронзаказа. По разным закупкам и по разным предприятиям существуют разные нормы. Одни прописаны в федеральном законе "О гособоронзаказе", а другие зафиксированы в документах бюджетного планирования по линии Минфина.
- Хотелось бы, чтобы они (нормы - ред.) собрались в одном месте, - сказал Даниил Фесюк. - Выполняя один и тот же заказ в отношении разных предприятий, оказываться в разных системах и учитывать разные особенности очень сложно.
В частности, одно из главных отличий двух систем связано с регламентом окончательного расчета. Когда некоторые участники кооперации завершают выполнять свои обязательства по контракту, система казначейского сопровождения позволяет с ними рассчитаться окончательно, а банковская нет.
- Этот краеугольный вопрос стоит перед нами не первый год... В рамках обзора исполнения законодательства мы (ФАС -ред.) в очередной раз обострили проблему на площадке Военно-промышленной комиссии, надеюсь ситуация разрешится, - завершил свое выступление Даниил Фесюк.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"
13 ноября 2018г., Москва
С программой VI Всероссийская конференция "Закупки в оборонно-промышленном комплексе" можно ознакомиться здесь