Диверсификация петербургских предприятий ОПК

В Санкт-Петербурге сконцентрировано значительное количество предприятий, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса, при этом профиль их продукции весьма широк — от производства однородных материалов для корпусов тех или иных изделий военного назначения до сложных электронных систем.

 

Участники отрасли говорят, что перед ними по-прежнему стоят задачи максимально уйти от использования импортных компонентов, диверсифицировать производство и создавать конкурентоспособную продукцию.

Исполнительный директор научно-производственного предприятия «Радар ммс» Иван Анцев отмечает, что в настоящее время соотношение военной и гражданской продукции, выпускаемой компанией, составляет 85 к 15, при этом в ближайшие пять лет постепенно планируется довести долю продукции для гражданского рынка до 50%.

«Любая продукция — военная или гражданская — требует самых современных и оптимальных подходов к разработке и производству, что в итоге влияет на конечную стоимость и качество продукта. У себя на предприятии мы ввели PDM-системы (Product Data Management, система управления данными об изделии), системы электронного конструкторского документооборота, ERP-системы (Enterprise Resource Planning, система планирования ресурсов предприятия), системы качества, словом, провели цифровизацию предприятия и тем самым минимизировали риски, связанные с влиянием человеческого фактора»,— говорит он.

Также, по его словам, «Радар ммс» минимизировал временные затраты на ряд процедур и делает ставку на квалифицированных специалистов, поэтому на предприятии организована система внутрикорпоративного обучения, есть своя аспирантура и свой диссертационный совет.

Соотношение военной и гражданской продукции на петербургском Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) аналогично текущим показателям компании «Радар ммс»: 85 к 15 соответственно. «Предприятие активно занимается работой по расширению своих компетенций в гражданском секторе. Завод освоил серийное строительство рабочих судов и многоцелевых катеров, участвует в крупнейшем проекте по развитию ветроэнергетической отрасли в России, ведет активную работу в рамках международного проекта по созданию экспериментального термоядерного реактора»,— отмечает представитель завода.

Среди других разработок СНСЗ — создание многоцелевых быстровозводимых мобильных мостов, опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению в широкое производство судовых противопожарных дверей и люков, а также судового крепежа, выполненного из композитных материалов.

Иной баланс производства демонстрирует Северная верфь: доля гражданской продукции на ее мощностях в 2019 году превысила 40%, около 60% составляет доля военных заказов. Рост объема гражданских заказов стал возможен за счет организации серийного строительства рыбопромысловых судов. В настоящее время завод заключил контракты на строительство более десятка рыболовецких судов. «Мы ведем переговоры о строительстве и других коммерческих судов различного назначения»,— уточняет представитель верфи.

Оптимальные решения

Иван Анцев подчеркивает, что хорошие конструкторы и технологи всегда способны подобрать оптимальное решение по материалам и электронным компонентам для обеспечения высокого качества продукции. «Если говорить об идеологии создания продукта, то он должен обладать следующими характеристиками: открытая архитектура, модульный принцип построения и высокая степень автоматизации, наличие нейронных технологий и искусственного интеллекта»,— перечисляет он.

Главная тенденция в сфере производства военной техники, считают на СНСЗ,— сверхтехнологичная продукция с высокой степенью цифровизации и автоматизации. Особенно востребованы сложные многофункциональные платформы, способные решать широкий спектр задач.

Представитель Северной верфи напоминает, что в России взят курс на импортозамещение, поэтому главный тренд — применение конкурентной продукции отечественных производителей. «По принципиальным для нас позициям — двигателям, турбинам, редукторам — сейчас организуется или расширяется производство в России. В целом, можно сказать, что требования к военной продукции ужесточаются: заказчик заинтересован в быстроходности кораблей, их малошумности, улучшенной обитаемости, в использовании современных систем навигации, в высокой точности вооружения с максимальным применением надежных электронных систем»,— говорят на заводе.

Сама Северная верфь в настоящее время находится в процессе модернизации. Предприятие возводит эллинг для строительства судов и кораблей спусковой массой до 25 тыс. тонн. Предполагается, что новый эллинг с современным оборудованием, станками и с более комфортными условиями для работников позволит усовершенствовать технологию строительства кораблей, увеличить производительность труда и расширить линейку выпускаемой продукции, в том числе до больших десантных кораблей.

Спрос на свою военную продукцию участники рынка наблюдают не только на внутреннем рынке. Так, интерес со стороны иностранных заказчиков фиксирует «Радар ммс». «Мы работаем в соответствии с установленными правилами, по ним экспортными поставками подобной продукции занимается "Рособоронэкспорт", и мы выполняем те задачи, которые ставит перед нами эта структура. Направление авиации, спецкомплексов, магнитометрии — все это очень интересно зарубежным заказчикам, и многие из них смотрят в направлении России»,— рассказывает господин Анцев.

Потенциальные иностранные заказчики регулярно демонстрируют интерес и к экспортной продукции СНСЗ военного назначения, говорит представитель судозавода, и руководство предприятия ведет переговоры с рядом из них, однако о каких именно странах идет речь, на предприятии не уточняют.

Федеральная четверть

Если взглянуть на статистику по всем предприятиям оборонно-промышленного комплекса РФ, то доля гражданской продукции в их структуре производства выросла с 20,9% в 2018 году до 24,1% в 2019 году. Так, в авиастроении доля гражданской продукции в 2019 году составила 34,1%, в радиоэлектронной отрасли — 14,6%, в судостроении — 19,1%.

В целом перед российскими предприятиями ОПК, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, стоит задача довести долю гражданской продукции в структуре производства к 2025 году до 30%, а к 2030 году — уже до 50%. Впрочем, несмотря на перераспределение в пользу «гражданки», кризис финансирования оборонной отрасли пока не грозит — в общей сложности на гособоронзаказ, по данным Министерства обороны РФ, в 2020 году планируется направить около 1,5 трлн рублей.

К ускорению процесса диверсификации «оборонки» в конце прошлого года призывала и спикер Совета федерации РФ Валентина Матвиенко, предложив разработать соответствующий законопроект. «Совместными усилиями мы должны подготовить единый согласованный законопроект, который создавал бы условия для диверсификации продукции оборонных предприятий, не ставя при этом под угрозу обороноспособность страны»,— отмечала спикер.

При этом, по ее словам, необходимо найти компромиссное решение, которое устроит и Министерство обороны, и гражданские ведомства, и производителей. «Прямо говоря, изобретения военного, специального и двойного назначения сегодня фактически невозможно использовать в процессе диверсификации производства оборонных предприятий. И наша общая задача — выработать необходимые законодательные предложения, устраняющие барьеры для конверсии оборонно-промышленного комплекса»,— подчеркивала госпожа Матвиенко.

Текст - Дмитрий Матвеев

Фото - Александр Коряков / Коммерсантъ

Источник - Коммерсантъ

Партнеры