Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Долгий путь в Азию для российских экспортеров

Больше половины российских компаний-экспортеров столкнулись со сложностями в связи с закрытием западных рынков и переориентацией в Азию, следует из доклада Центробанка России. Переориентация на азиатские рынки - основная стратегия в нынешней ситуации, однако на пути ее реализации есть ряд проблем: от географической удаленности до ограничений для России на операции с валютой.

В сентябрьском обзоре ЦБ «Региональная экономика» приведены данные об адаптации к санкциям, основанные на опросе 14 тысяч российских предприятий, работающих на экспорт. По данным ЦБ, 10% всех таких компаний полностью прекратили экспортные поставки, 20% потеряли часть контрагентов и не смогли найти им замену, а 15% компаний смогли возместить потерю контрагентов за счет новых покупателей. 41% компаний заявили, что санкции не затронули их экспортную торговлю.

Источник: RE:Russia

 

Наиболее успешно с  проблемами справились экспортеры энергетических товаров, которые к августу полностью заменили старых покупателей новыми. В самом тяжелом положении оказались экспортёры металлов, только 18% из которых заявили об отсутствии проблем. Вместе с тем, среди экспортеров металлов наибольший процент тех, кто полностью заменил своих европейских контрагентов на азиатских - 35% компаний. Эти успехи связаны в первую очередь со значительными объёмами азиатских рынков.

Немного лучше положение у экспортеров древесины и изделий из нее - среди них 26% заявили об отсутствии проблем, однако 44% экспортеров потеряли старые контракты и не нашли новые. Главной проблемой для экспортеров древесины является логистика - слишком длинное плечо доставки лишает их конкурентного преимущества на азиатских рынках.

Авторы обзора отмечают, что в целом логистические проблемы являются главной проблемой для российских экспортеров. Пропускные способности на западном направлении заметно выше, чем на восточном и южном. Ограниченная инфраструктура на этих направлениях приводит к перегруженности путей и росту цен на морские и контейнере провозки. Дополнительной сложностью является отказ контейнерных компаний работать с Россией.

Другой сложностью для большинства экспортеров является замена импортного оборудования отечественным, аналогов которого или нет, или они уступают по качеству западным образцам. Наконец, препятствием является проблема с оплатой российских товаров внешними покупателями, которые не готовы торговать в национальных валютах, а привыкли использовать доллары или евро.

Источник - RE:Russia