Из-за санкций Россия встала перед масштабным вызовом переориентации грузопотоков с запада на юг и восток, что привело к росту сроков и стоимости доставок. Эксперты Центробанка считают, что успех отрасли будет зависеть от эффективности реализации масштабных инфраструктурных проектов. Однако если с геополитической точки зрения эти вложения оправданы, то с экономической их окупаемость маловероятна, считают эксперты аналитического центра RE:Russia.
Структурная перестройка торговой логистики с запада на юг и восток является одним из самых значительных последствий наложенных на Россию после 24 февраля санкций. До санкций крупнейшим торговым партнером России была Европа, на которую приходилось более 40% российского внешнеторгового оборота. После санкций грузооборот по этому направлению сократился на 40%.
Изменилась и структура транспортных перевозок. Так, наибольший прирост показала морская логистика (на 66% в тоннах и 11% в тонно-километрах). Порты Дальнего Востока (Владивосток и Находка) теперь обрабатывают более половины всего контейнерного потока, их прирост год к году составил 34%.
Незначительный прирост продемонстрировал автомобильный транспорт (на 1,8% в тоннах и 8% в тонно-километрах). Санкции обрушили перевозки на европейском направлении на 80%, но ситуацию частично уравновесил повышенный спрос на фуры в других регионах. В целом, за первое полугодие 2023 года спрос на грузовые автоперевозки вырос на 60%.
Наибольшее сокращение показали перевозки воздушным транспортом — падение составило 61%. Незначительное сокращение показали и железнодорожные перевозки — на 1,5%.
Одним из приоритетов российских властей в сложившихся условиях стало развитие транспортной инфраструктуры под новую геополитическую карту внешней торговли. Среди основных проектов увеличение портовых мощностей Дальнего Востока на треть за три года, развитие БАМа, Транссиба, Северного морского пути, а также транспортного коридора «Север — юг», который строится с 1999 года.
Эксперты RE:Russia считают, что эти вложения нельзя назвать экономически рациональными в силу того, что российская экономика в значительной мере привязана к Европе. «В Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах в 2021 году проживало 56% населения России, здесь производилось 62% российского ВВП, было сосредоточено 70% выпуска обрабатывающей промышленности, на эти территории приходилось 73% российского экспорта и 84% импорта. Если прибавить Южный федеральный округ, речь пойдет о производстве уже 69% ВВП, 76% продукции обрабатывающей промышленности, 72% продукции сельского хозяйства и потреблении 89% всего ввозимого в страну импорта», указывают эксперты. Инвестиции в новую транспортную инфраструктуру носят компенсационный характер и сопряжены с систематическим снижением рентабельности внешней торговли.
«С экономической точки зрения она настолько иррациональна, что возможное снижение напряжения в отношениях России и Запада приведет к новой переориентации торговых потоков», — заключают аналитики.
Источник — RE:Russia