Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Экономическая безопасность и комплаенс: итоги всероссийской конференции по ГОЗ

Исполнение государственного оборонного заказа и работу предприятий ОПК в новых условиях обсудили на всероссийской конференции «Гособоронзаказ: экономическая безопасность и комплаенс», которая прошла 22 апреля в Санкт-Петербурге.

 

 

Мероприятие состоялось при участии и методологической поддержке специалистов ФАС России, Управления по работе с бюджетной сферой Федеральной службы по финансовому мониторингу, ПАО «Промсвязьбанк».

Открыл конференцию Начальник Центра компетенций ОПК Департамента финансового оздоровления ОПК ПАО «Промсвязьбанк» Михаил Федорин. Эксперт отметил актуальность темы конференции и пожелал участникам плодотворной работы.

Вопросы ценообразования в сфере гособоронзаказа затронули специалисты ФАС России: начальник 3 отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России Юлия Вахрушина и начальник 5 отдела Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России Никита Ермолаев.

О подготовке расчетно-калькуляционных материалов говорил эксперт в области обоснования стоимости военной и специальной техники Александр Быхал. Он дал подробные рекомендации по подготовке обосновывающих материалов, рассказал о проверке РКМ на комплектность и интерпретации Министерством обороны РФ отдельных положений нормативных документов.

Кроме того, Быхал акцентировал внимание на ориентировочных ценах. «Я бы сказал, что ориентировочные цены сегодня играют большую роль. Даже не столько фиксированная цена сейчас важна, сколько ориентировочная. Это связанно с тем, что государство пытается перейти на упрощенную схему размещения гособоронзаказа», – объяснил эксперт.

В этом же контексте – в целях упрощения размещения ГОЗ – Быхал говорил и о «свежих» распоряжениях Правительства №408-р от 04.03.2022 и №559-р от 21.03.2022. Распоряжения приняты в целях своевременного размещения заданий гособоронзаказа и повышения эффективности закупок. Эксперт отметил, что сама идея не нова – к ней прибегали уже в «ковидном» 2020-году.

Быхал обратил внимание на некоторые пункты ПП №1456 в части перевода ориентировочных цен в фиксированные и цен, не подлежащих регистрации. Эксперт отметил, что между заказчиком и исполнителем отсутствуют согласительные процедуры, когда заказчик мог бы донести до исполнителя, какие корректировки были внесены в цену. «Согласительной процедуры нет, как ее провести – никто не знает. Бытует мнение, что согласование производится посредством допсоглашения, но это результат процедуры согласования, финал, а не сама процедура. На мой взгляд, процедура согласования должна быть обязательно. Если есть такая процедура, головной исполнитель автоматически получает информацию о том, что было откорректировано. Если процедуры нет, предприятия вынуждены просить, чтобы им объяснили корректировки цены», – рассказал эксперт.

Начальник Управления по работе с бюджетной сферой Федеральной службы по финансовому мониторингу Михаил Седов рассказал о работе службы и ее результатах.

«Орган финансового мониторинга создан для того, чтобы принимать меры противодействия легализации отмывания доходов, полученных преступным путем. До 2015 года мы занимались исключительно финансовыми расследованиями – либо по запросам правоохранительных органов, либо в инициативном порядке. С 2015 года, когда контроль за бюджетными средствами, выделяемыми на гособронзаказ, стал наиболее актуален, нам поручили новую функцию – осуществление мониторинга этих денежных средств», – рассказал Седов.

Росфинмониоринг отслеживает ведение контрактов ГОЗ и смотрит, как предприятия ведет себя вне рамок гособоронзаказа. Федеральная служба по финансовому мониторингу производит оценку риска исполнителя по трем направлениям:

  1. Подверженность. Сюда относятся финансовая нестабильность, недостаточность ресурсов, негативные данные СМИ;
  2. Вовлеченность. Использование теневых площадок, наличие признаков фиктивности или отказов в проведении операций;
  3. Причастность. Исполнитель ГОЗ проходит по материалам уголовного дела.

Седов рассказал о перспективах работы службы в 2022 году: «Мы оказались в ситуации, когда требования к гособоронзаказу стали иметь определяющее значение. Есть такой аспект, он направлен не на выявление и пресечение нарушений, а на предотвращение нецелевого использования денежных средств. И этот момент наиболее интересен. В рамках уже возбужденных уголовных дел сумма возмещения ущерба очень редко превышает 10% от выявленного ущерба. Да, неотвратимость наказания есть, но государство этих денег уже не увидит. Поэтому задачи, которые ставятся сейчас перед нами – работать над предотвращением возможного нецелевого использования денежных средств».

Специалист Росфинмониторинга отметил важность главного закона гособоронзаказа – 275-ФЗ. Несмотря на то, что документ не идеален и требует доработки, он крайне ценен: «Закон работает. Мы имеем положительный результат по всем направлениям. Динамика положительная, но нельзя сказать, что порядок уже наведен. Закон несовершенен, его надо дорабатывать, предложения должны поступать и от промышленности, и от контрольно-надзорных органов, уже есть интересные здравые решения».

Седов призвал промышленность к более плотному взаимодействию с контрольно-надзорными органами: «Можно найти общий язык с точки зрения взаимовыгодного интереса, который позволит не только всем участникам системы контроля предотвратить нецелевое использование, но и предприятиям как юридическим лицам, исполняющим контракт, сохранить свои денежные средства».

О нормативных правовых аспектах и судебной практике в сфере ГОЗ рассказал начальник отдела судебной работы Управления контроля и правового обеспечения ГОЗ ФАС России Владимир Авилов.

Спикер рассказал о задачах, которые решает отдел судебной работы Управления контроля и правового обеспечения ГОЗ ФАС России. Большая часть выступления была посвящена описанию примеров и обзору практики ФАС. В числе рассмотренных кейсов – подтвержденные судебной практикой примеры наличия обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта; случаи установления отказа от заключения контракта при направлении протокола разногласий лицом, занимающем доминирующее положение согласно статье 14 Закона об оборонном заказе; случаи установления нарушений головным исполнителем части 3 статьи 8 Закона об оборонном заказе, совершаемых до заключения государственного контракта; случаи установления нарушений головным исполнителем части 3 статьи 8 Закона об оборонном заказе, совершаемых до заключения государственного контракта и др.

В завершающей части конференции эксперты ответили на вопросы аудитории. Дискуссия, как и всегда, получилась живой и содержательной. У исполнителей государственного оборонного заказа ещё остались нерешенные вопросы, но мы надеемся, что конференция «Гособоронзаказ. Экономическая безопасность и комплаенс» и специалисты высокого уровня, выступавшие на ней, помогли участникам мероприятия сориентироваться в последних изменениях законодательства и складывающейся правоприменительной практике.


О нас:

С 2015 года агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» организует конференции для заказчиков и исполнителей Гособоронзаказа при участии и методологической поддержке специалистов Министерства обороны РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, уполномоченных банков, Межведомственного аналитического центра.

С программами предыдущих конференций вы можете ознакомиться в архиве