Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ЕС в поисках нового угля

Отказ Европы от российского угля приводит к значительным изменениям в экспортных потоках, а также может привести к росту цен и энергетическому кризису. Аналитики SberCIB Investment Research рассматривают три варианта возможного развития событий на рынке.

 

 

Постепенное эмбарго Евросоюза на импорт угля из России ставит европейские страны перед необходимостью поиска новых поставщиков. Российский уголь составлял 65% всего угля в ЕС и замещение такого объема ставит Союз перед значительным вызовом, особенно в условиях нынешнего дефицита этого энергоресурса в мире.

По оценкам экспертов, заместить такие объемы будут способны такие страны как США и Колумбия. Согласно исследованию SberCIB, США будут способны увеличить поставки угля в ЕС до 9 млн тонн, а Колумбия - до 14 млн тонн. Другие большие экспортеры угля типа Индонезии или Австралии не смогут обеспечить необходимые объемы. Австралия работает на полную мощность на азиатский рынок, а индонезийский уголь хуже российского по техническим характеристикам. Значительную роль играют и логистические причины.

Аналитики рассматривают три сценария развития ситуации на рынке: базовый, оптимистичный и пессимистичный.

Базовый и оптимистичный сценарий предполагают, что поставленная Евросоюзом задача отказаться от российского угля к августу этого года не будет достигнута. Даже если ЕС удастся заменить российский уголь, это приведет к его нехватке в Индии и АТР и, как следствие, подтолкнет цены вверх. В итоге, уголь марки Newcastle FOB Австралии к четвертому кварталу может стоить $475 за тонну (против $179 в первом квартале).

Пессимистичный сценарий предполагает замедление мировой экономики, сокращение спроса на уголь и повторение энергетического кризиса 2021 года. Однако даже в этом случае уголь подорожает до $350 за тонну.

Все три сценария предполагают, что перенаправить российский уголь на другие рынки получится лишь частично ввиду низкой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении. При этом перенаправление потоков в Азию приведет к росту дисконта, который, однако, будет частично компенсирован ростом уровня цен на 30-40% и возможным ростом спроса на российский уголь ввиду погодных и инфраструктурных проблем.