Пленарное заседание "Современные вызовы в сфере государственного оборонного заказа: ограничения и пути их преодоления" прошло 1 июня в рамках Второго Всероссийского форума "Гособоронзаказ" .
В рамках Всероссийского форума "Гособоронзаказ" представители Федеральной службы по финансовому мониторингу, Генпрокуратуры РФ и комитета Госдумы по экономической политике сообщили об итогах и планах взаимодействия между ведомствами.
В своем выступлении директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин обратил внимание участников мероприятия на результаты работы межведомственной системы контроля за расходованием средств гособоронзаказа, особо отметив оценку возможных рисков и выработку механизмов по их недопущению.
Он также рассказал о взаимодействии Федеральной службы по финансовому мониторингу с антимонопольным ведомством.
"Сотрудничество с ФАС России нацелено на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства и, в первую очередь, на выявление завышения начальной цены контракта и рисков картельного сговора, - пояснил Юрий Чиханчин. - По результатам информационного обмена, осуществляемого между нашей службой и ФАС, в настоящее время антимонопольными органами проводится более десятка различных расследований".
"Надзор не рождает стратегий, а векторы развития оборонно-промышленной сферы ясно определены Президентом, Правительством и Коллегией ВПК", - сказал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в ходе пленарного заседания II Всероссийского форума "Гособоронзаказ-2018", которое состоялось 1 июня 2018 года в Доме Правительства Московской области.
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев рассказал о результатах деятельности антимонопольного органа после реформы институтов контроля (синергии полномочий). В частности, прозвучали такие цифры:
- Объем наложенных штрафов вырос более чем в 10 раз по сравнению с Рособоронзаказом
- Выдано предписаний о перечислении незаконно полученного дохода в бюджет (возврат средств госзаказчику) на сумму более 1.2 млрд руб.
- Раскрыто 19 картельных сговоров в оборонном секторе на торгах объемом более 4.1 млрд руб.
- Снижено цен по госконтрактам в ходе регистрации на сумму более 13.9 млрд руб.
"Мы должны закончить электронизацию сферы рассмотрения заявок по ценообразованию. Это в разы повысит прозрачность системы и возможность оперативного выявления нарушений", - считает Игорь Артемьев.
"Нами внедрены основы контрольно-надзорной деятельности в сфере ГОЗ: ФАС наделена функциями по защите публичных интересов, внедрены запреты по ценообразованию и нецелевому использованию денежных средств и санкции за нарушения, определён порядок проведения расследований и проверок", - отметил глава ведомства.
Он рассказал о проведённой реформе ценообразования, предполагающей внедрение мотивационной модели ценообразования, приоритизацию методов определения цен и внедрение единой методологии для всей кооперации. Глава ФАС России подчеркнул, что метод бенчмаркинга применяется только в конкурентных областях.
"Каждый год предприятие получает индексацию за счёт инфляции остальное предприятие получает за счёт экономии издержек. Все зависит от того как вы построите эту модель для своего производства", - отметил руководитель ФАС России.
Также Артемьев напомнил об Указе Президента об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, исполнение которого в сфере ГОЗ достигается путём оптимизации законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, устранением административных барьеров доступа на рынок комплектующих изделий для ГОЗ и совершенствованием системы показателей деятельности менеджмента госкомпаний.
"В Указе есть место и гособоронзаказу. Нам предстоит составить специальный план, что нужно сделать для того, чтобы повысить эффективность и конкуренцию там, где это возможно", - отметил глава антимонопольной службы. При этом Игорь Артемьев добавил, что нет цели искусственно насаждать конкуренцию там, где это не имеет смысла.
Говоря о задачах по работе в области оборонзаказа, он обозначил цели по внедрению "специальных режимов" закупок для технически сложной нестандартизированной продукции, предоставлению возможности осуществления закупки у нескольких поставщиков без проведения торгов и возможности проведения аудита исполнителей.
По словам руководителя ФАС, устранение административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции среди поставщиков комплектующих, должно быть достигнуто за счёт обеспечения недискриминационого доступа к документации, снижения затрат на испытания и регламентации действий заказчиков.
Кроме того, необходимо внедрить показатели деятельности менеджмента госкомпаний, стимулирующих к оптимизации производства: динамика цен и издержек в разрезе видов продукции и комплектующих изделий, эффективность работы с поставщиками и снижение уровня накладных расходов.
По словам начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генпрокуратуры России Дмитрия Демешина, в период с 2015 по 2017 гг. органами прокуратуры выявлено более 58 тыс. нарушений законодательства в сфере ГОЗ.
"Мы исходим из необходимости риск-ориентированного подхода при организации контроля за исполнением законодательства об оборонно-промышленном комплексе и, безусловно, из нужд государственного заказчика", - сообщил Демешин.
Он также отметил, что для осуществления проверок Генеральная Прокуратура РФ и ФАС России выработали совместные методические рекомендации.
Денис Кравченко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, заявил о необходимости диверсификации предприятий ОПК и совершенствования законодательного регулирования. По его мнению, эти задачи являются главными в сфере ГОЗ.
"Необходима комплексная консолидация как на уровне интегрированных структур, так и на уровне трудовых коллективов предприятий", - сказал он.
"Важно отметить, что работа на закрытом оборонном рынке и на открытом гражданском имеют принципиальную разницу. У многих организаций ОПК нет опыта работы на высококонкурентном рынке гражданской продукции,- подчеркнул Денис Кравченко. - Наша задача - совместно сформировать условия, при которых компании ОПК были бы заинтересованы в повышении качества и конкурентных свойств выпускаемой продукции".
Для этого, по мнению Кравченко, нужно решить ряд задач:
- Во-первых, ввести раздельно-учетную финансовую политику на предприятиях ОПК при производстве продукции оборонного и гражданского назначения. Сегодня директора предприятий боятся менять профиль трудозатрат, которые используются для основного производства. Поскольку любая проверка может расценить это как мошенничество или завышение цены для госзаказчика.
- Во-вторых, развивать компетенции персонала в части продвижения продукции гражданского назначения.
- В-третьих, сформировать базовый запрос со стороны органов власти на закупку гражданской продукции у предприятий ОПК. Из-за низкого спроса на первом этапе выхода на рынок и продвижения продукции оборонщики не могут конкурировать с частными игроками.
Необходимо помочь оборонному комплексу сформировать стартовые условия, приравненные к частным игрокам на гражданском рынке, резюмировал Денис Кравченко. Предприятиям ОПК нужны доступ к дешевым кредитам и регулярный государственный заказ на гражданскую продукцию.
Для решения задач в Госдуме создана рабочая группа по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса под руководством первого вице-спикера Александра Жукова. Члены группы формируют предложения по внесению изменений в законодательство, которое регулирует работу ОПК.
01 июня 2018г., Московская область
"Новый оборонный заказ. Стратегии"
Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.
Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.
Смотреть архив мероприятий для исполнителей гособоронзаказа и отзывы участников.