Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Хотели как лучше. Во Франции подвели итоги выборов

В июне Эммануэль Макрон объявил о проведении досрочных выборов в Национальное собрание. Президент Франции хотел остановить набирающую силу партию «Национальное объединение». Итоги выборов оказались неожиданностью для многих экспертов и наблюдателей и показали, что план президента не сработал.

 

 

Победу одержал блок левых партий «Новый народный фронт», получивший 182 мандата. За ним следуют коалиция президента «Вместе» и «Национальное объединение», выигравшие 168 и 143 кресла соответственно. На четвертом месте – «Республиканцы» с 46 мандатами. Таким образом, «Национальное объединение» укрепило свои позиции и получило на 50 мест больше, чем в прошлую электоральную кампанию 2022 года, однако заняло лишь третье место, уступив левым силам.

Как такой результат стал возможен и что это может значить для Франции? Ответы на эти вопросы прозвучали в ходе экспертной дискуссии, состоявшейся в рамках круглого стола на площадке пресс-центра «Россия сегодня».

Что посеешь, то и пожнешь

«Это уникальные выборы в истории Пятой республики», – считает ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров. По мнению эксперта, секрет столь неожиданного результата лежит в избирательной системе Франции. Выборы проводятся по мажоритарной системе в 2 тура. Во втором туре есть возможность снятия участников в пользу других кандидатов. Сформировавшийся альянс «центристов-макронистов» с левыми использовал эту особенность для достижения своей цели: не допустить к власти «Национальное объединение». Федоров подчеркивает, что говорить при этом о проигрыше Марин Ле Пен было бы неверно: хотя «Национальное объединение» значительно увеличило свою представленность в национальном парламенте, глава партии Жордан Барделла стать премьер-министром не сможет.

«Прошедшие выборы не решили существовавшие проблемы. Макрон хотел укрепить работоспособность Национального собрания. Этого не получилось. Ни одна из партий не может самостоятельно сформировать правительство. Францию может ожидать политическая неустойчивость и даже хаос. Вполне возможно, что все сведется к формированию «технического» правительства, которое в течение времени, необходимого для назначения нового правительства, будет управлять страной», – считает эксперт.

Комментируя причины решения Эммануэля Макрона провести досрочные выборы, заведующий сектором региональных проблем и конфликтов, сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев отмечает, что чтобы получить большую свободу рук, президент стремился переиграть расклад сил и выйти из тупиковой ситуации, сложившейся в 2022 году. Если в 2017 году он имел абсолютное большинство, то в 2022 году – относительное. По мнению эксперта, Макрону удалось «разбудить» французов и заставить их идти на участки. Но результат вышел не таким, как ожидал президент, поскольку лишил его даже относительного большинства.

«У [лидера коалиции левых партий – прим. НОЗС] Меланшона есть шансы занять пост премьер-министра. Однако внутри его коалиции собрались люди, которые друг друга даже на личном уровне не переносят. Возможно, на это и был рассчитан ход Макрона: назначить выборы так неожиданно, чтобы среди оппозиции разгорелись споры и недоразумения. Возможен не только конфликт между властью и оппозицией по поводу будущего премьер-министра и распределения портфелей, но и внутри самой оппозиции. Не исключено, что эта коалиция может распасться в ходе всех этих дискуссий», – считает политолог, эксперт по Франции Надежда Узунова.

Она отмечает, что во французском обществе не очень популярны предложения Эммануэля Макрона об отправке войск на территорию Украины, на чем могли бы сыграть левые, использовав общественные настроения для того, чтобы сократить помощь Киеву. Однако причина таких действий, если они будут иметь место, заключается не в симпатиях к России, а в желании получить дополнительную поддержку со стороны общества в условиях внутриполитической борьбы.

Иное мнение о причине укрепления позиций левых и правых сил во Франции высказал профессор кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко. Он считает, что прошедшие выборы демонстрируют проблему краха идеологии голлизма.

«Эта идеология предполагала сильную и независимую во внешней политике Францию, автономную от НАТО. Она рухнула со времен Саркози, но запрос на голлизм остался. При этом партии, представляющие эту идеологию, отсутствуют», – поясняет Фененко. Эксперт считает, что люди голосуют по принципу «лишь бы не Макрон».

На восточном фронте без перемен

Хоть внешняя и оборонная политика Франции находятся, в первую очередь, в ведении президента, масштабные перестановки в парламенте будут влиять на внешнеполитический курс страны. Вместе с тем, эксперты сходятся в том, что вне зависимости от результатов выборов курс Парижа по отношению к Москве вряд ли изменится.

«У нас принято считать, что партия Ле Пен – «пророссийская». На самом деле это не так. Практически все политические объединения Франции выступают за поддержку Украины», – отмечает Сергей Федоров. Он уточняет, что большинство политических сил выступает за поддержку Украины, но против возможной отправки французских войск на ее территорию. По мнению эксперта, новый состав Национального собрания в лучшем случае лишь немного успокоит милитаристскую риторику президента Пятой республики.

«Именно президент принимает ключевые решения о внешней политике и обороне. Макрону абсолютно не нужно отчитываться перед парламентом и запрашивать его согласие на действия в этой сфере», – напоминает Павел Тимофеев.

Эксперт отмечает, что французский парламент обладает скромными рычагами влияния на курс президента. Но прошедшие в парламент силы имеют схожие позиции по вопросам внешней политики, что создает широкие возможности для нахождения консенсуса. По мнению Павла Тимофеева, хоть Марин Ле Пен регулярно заявляет о важности контактов с Россией, главной ее задачей на сегодняшний день выступает встраивание партии в институты Пятой республики и «уничтожение» своего маргинального образа. В этих условиях она не станет конфликтовать с другими политическими движениями из-за вопроса сотрудничества с Россией.

По мнению Надежды Узуновой, Франция поддерживала особые отношение с СССР, потому что он был супердержавой. Россия супердержавой не является. Более того, Париж и Москва имеют противоречия в Африке, а также на просторах СНГ. В этих условиях поле для шагов на сближение позиций сильно ограничено.

Пессимистического взгляда на будущее российско-французских отношений придерживается и Алексей Фененко. «Ждать нам во внешней политике нечего», – заключает он.

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять