На прошедшей неделе состоялись выборы в Европарламент, приковавшие к себе пристальное внимание мирового сообщества. Их итоги – успешные результаты правых партий в крупнейших странах Европы, а также решение президента Франции Эммануэля Макрона распустить Национальную ассамблею (нижнюю палату парламента страны) – вызвали наибольший резонанс.
С чем связано такое решение и каков план Макрона? Комментирует кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ, научный сотрудник ИМИ МГИМО Алексей Чихачев.
Лакмусовая бумажка социальных настроений
Выборы в Европарламент 2024 года прошли в условиях значительных политических и экономических вызовов, внимание мировой общественности было приковано к тому, какой выбор сделают европейцы в современных условиях. Особенно подогревали интерес заявления президента Франции, активно продвигавшего идею отправки европейских военных на территорию Украины для обучения солдат ВСУ. Несмотря на то что наиболее важными сюжетами для иностранного наблюдателя выступают вопросы внешней политики Европейского союза, на деле выборная кампания в отдельных странах более тесно связана с внутриполитической повесткой.
«Выборы в Европарламент во Франции всегда проходят в тесной увязке с национальным контекстом. Для французских избирателей это голосование стало первой после выборов 2022 года возможностью высказать свое отношение к политике действующей власти», – объясняет Алексей Чихачев.
Прошедшие выборы продемонстрировали такую тенденцию наиболее ярко. Крайне правая партия «Национальное объединение», строившая свою предвыборную стратегию на внутриполитических вопросах, значительно обогнала партию действующего президента «Ренессанс». Первая получила 31,4% голосов, вторая – лишь 14,6%.
По мнению эксперта, традиционно среди вопросов, наиболее беспокоящих французов, в первую очередь не внешнеполитические, а внутренние сюжеты: борьба с нелегальной миграцией, обеспечение внутренней безопасности, социально-экономическая политика и др. На первых двух темах крайне правые силы традиционно играют наиболее успешно.
Однако как отмечает Алексей Чихачев, не совсем верно говорить о том, что такие результаты «Национального объединения» связаны лишь с протестными тенденциями. Партия Марин Ле Пен в последние годы значительно расширила свою электоральную базу, успешно закрепившись в целом ряде регионов. Она превратилась из маргинального объединения в крупную, поддерживаемую разными группами населения политическую силу.
Военизированная риторика как политическая тактика
В начале украинского конфликта Эммануэль Макрон пытался решить противоречия с Москвой за столом переговоров, а также заявлял о невозможности существования архитектуры европейской безопасности без России. Тем не менее, риторика президента Франции значительно изменилась и приобрела наиболее «ястребиный» характер в сравнении с остальными лидерами стран ЕС.
По мнению Алексея Чихачева, Эммануэль Макрон использует такую тактику с целью создать иллюзию того, что Европа и Франция разделены на две части:
«В такой картине с одной стороны находятся националисты-популисты, якобы готовые вот-вот утянуть страну в бездну, а с другой - партия Эммануэля Макрона и его союзники, как будто бы единственные способные защитить Европу и Францию в текущих условиях».
Комментируя итоги выборов в Европарламент во Франции, эксперт подчеркивает, что такой подход привел к негативным результатам. Милитаристская риторика Макрона оттолкнула значительное число избирателей, а также ослабила позиции его партии.
Роспуск Национальной ассамблеи как стратегический ход?
Пока средства массовой информации лишь предполагают, какие цели преследует президент Франции. Внезапное решение Эммануэля Макрона вызвало широкий резонанс как внутри страны, так и за ее пределами и стало для большинства наблюдателей неожиданностью.
Однако Алексей Чихачев отмечает, что с момента выборов 2022 года «Ренессансу» – партии Эммануэля Макрона – приходилось искать хрупкие компромиссы с другими партиями, из-за чего угроза роспуска парламента постоянно «висела» над страной, особенно в периоды обсуждения острых социально-экономических вопросов. «Национальное объединение» же давно выступало за роспуск парламента и решение Макрона ставит их в выгодное положение: политическая партия, и без того имевшая рекордные для себя 90 мест в Национальной ассамблее, теперь может ещё больше усилить свои результаты.
На первый взгляд, решение Макрона можно назвать «самоубийственным», он рискует лишиться даже относительного большинства в парламенте. Однако вполне очевидно, что такое действие вряд ли было эмоционально окрашено и, вероятно, имело стратегические цели. Алексей Чихачев объясняет их так:
Во-первых, Эммануэль Макрон может ожидать, что в течение месяца с прошедших выборов в Европейский парламент электорат не станет повторно голосовать за правые силы, отнесясь к выборам национального законодательного органа более серьезно. В таком сценарии голосование населения на выборах в Европарламент может быть рассмотрено как протестное, нацеленное на то, чтобы «выплеснуть эмоции», после чего граждане захотят более «трезво» проголосовать на выборах собственного законодательного органа.
Во-вторых, Макрон может надеяться на повышенную явку избирателей. На выборы Европарламента пришло немногим более 50% избирателей, что для Франции является очень низким показателем. Выборы же в Национальную ассамблею могут с учетом напряженности ситуации обернуться более высокой явкой. Вероятно, президент Франции рассчитывает добавить голосов в свою пользу за счет вовлечения системных избирателей, проигнорировавших избирательную кампанию европейского уровня.
В-третьих, в случае если сложится благоприятная для «Национального объединения» ситуация, это не обязательно составит неразрешимую проблему для Эммануэля Макрона. Во Франции имелись прецеденты «политического сосуществования», когда позиции президента и премьер-министра занимали люди из разных партий. Такие эпизоды для президента и его политических союзников как правило заканчивались благополучно, чего удавалось достичь благодаря распределению полномочий между главами государства и правительства: первый обычно берет на себя вопросы внешней политики и обороны, а второй – внутриполитическую повестку.
По мнению Алексея Чихачева, подобная ситуация создаст для Макрона возможность «переложить на плечи» крайне правого премьер-министра наиболее острые вопросы социально-экономического развития. Несмотря на сложности такого сценария, подобная стратегия может помочь президенту ослабить оппозиционные силы к выборам 2027 года и занять выигрышные позиции. Более того, ничто не обязывает главу государства работать с оппозиционным премьер-министром вплоть до 2027 года: в соответствии с Конституцией, президент может распустить Национальную ассамблею еще раз через год, что приведет к новому изменению политической ситуации, теперь уже в пользу партии «Ренессанс».
Эксперт замечает, что прошедшие выборы в Европарламент, как и предстоящие выборы в Национальную ассамблею Франции, вряд ли окажут влияние на курс Брюсселя и Парижа по отношению к Москве. Какими бы яркими не выглядели результаты выборов в отдельных странах, мейнстримные силы в Европарламенте сохранили свои установки. Более того, «крайне правые» уже давно не являются антисистемной силой, они не ставят под сомнение общий концепт внешнеполитического курса ЕС. За прошедшие десятилетия Франция крепко закрепилась в евроатлантическом лагере, поэтому даже приход к власти главы государства правого толка едва ли сможет концептуально изменить внешнюю политику Парижа.