Казахстан между молотом и наковальней

Казахстан стоит перед угрозой снижения поставок нефти по своему основному экспортному маршруту из-за постановления российского суда: Приморский районный суд Новороссийска (в этом городе расположена конечная точка трубопровода) постановил приостановить работу морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток для устранения экологических нарушений.

Если постановление будет приведено в исполнение, доступ казахстанской нефти на мировой рынок через Россию может быть ограничен уже третий раз в 2022 году.

На КТК приходится почти 80% экспорта казахстанской нефти, а полная остановка КТК лишит мировой рынок около 1 млн баррелей в сутки, или примерно 1% глобальных поставок. Это, в свою очередь, может серьезно сказаться на ценах на нефть и увеличить интерес к российской нефти, сократив дисконт, с которым она сейчас продается.

Очередная приостановка доступа к казахстанской нефти происходит в контексте попыток Казахстана лавировать между партнерскими отношениями с Россией и сохранением деловых отношений со странами Запада. С одной стороны, Казахстан воздерживается от осуждения действий Москвы в рамках ООН, а президент Токаев несколько раз встречался с Путиным после начала «спецоперации». С другой стороны, Казахстан соблюдает санкционный режим в отношении России и не признает независимость ЛНР и ДНР, о чем Токаев прямо высказался на пленарном заседании ПМЭФ.

Тогда как официальные лица Казахстана не связывают приостановку работы КТК с геополитическими соображениями, некоторые эксперты видят в действиях России желание российского руководства «наказать» Казахстан за недостаточную лояльность.

Вслед за постановлением российского суда, казахстанская сторона предприняла ряд действий. Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов в среду провел оперативное совещание, на котором обсуждались меры по минимизации негативных последствий и потерь госбюджета страны в связи с ограничениями экспорта ее нефти. Президент Токаев поручил «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского маршрута, а также указал на необходимость модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Источник - Коммерсантъ

Партнеры