Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Минобороны: В ближайшее время процедура закупок по ГОЗ будет значительно изменена

Департамент госзакупок Министерства обороны РФ провел в среду в рамках форума "Армия-2019" круглый стол "Закупки вооружения, военной, специальной техники: применение законодательства о контрактной системе и обмен практиками". 

В программе - доклады специалистов Минобороны, Федерального казначейства и других ведомств; ответы на вопросы участников.  

 


 

Тезисы выступлений в рамках круглого стола 

Морозова Дарья Вячеславовна, замруководителя Департамента госзакупок Министерства обороны РФ


О закупках и конкурсах в интересах Минобороны РФ

- С конца 2017 года и до настоящего момента мы руководствуемся требованиями, установленными Постановлением Правительства № 1428. Согласно документу, закупки, включенные в аукционный перечень, установленный Распоряжением Правительства 1471-Р от 14.03.2016, осуществляются с помощью проведения электронного аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки «АСТ ГОЗ».  Извещение о закупках размещается в единой информационной системе и одновременно на АСТ ГОЗ. Чтобы участвовать в аукционе, необходимо сначала пройти аккредитацию на площадке, затем по запросу будет предоставлена документация по закупке.

Закупки и конкурсы, которые содержат сведения гостайны, проводятся не в электронной форме, а на бумаге. Для участия в них необходимо отправить запрос заказчику. Информирование о закупках, содержащих сведения гостайны, осуществляется путем отправления приглашений ограниченному кругу организаций, которые соответствуют требованиям закона о контрактной системе. Перечень участников согласовывается с ФАС России.

По такой схеме мы будет работать еще полгода. Постановлением Правительства №763 (от 14.06.2019г.)  срок действия Постановления №1428 продлен до 1 января 2020г.

Несмотря на работу в основном в закрытом режиме,  в 2018 году для нужд Минобороны и по обеспечению гособоронзаказа было заключено более 2 тыс.  госконтрактов. Это позволило сэкономить в бюджете свыше 6.5 млрд рублей.

О ключевых изменениях законодательства в сфере ГОЗ

- В конце 2018 и в начале 2019 был принят целый ряд законов, которые внесли значительные изменения в 44-ФЗ и в 275-ФЗ. В частности, с 1 января 2019 года закупки по ГОЗ в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию военной и специальной техники не учитываются при планировании. Следовательно, эти задания ГОЗ в плановые документы заказчиком не включаются.  Остальные закупки по ГОЗ планируются в прежнем порядке.

С 1 октября 2019 года из института планирования исключается план закупок. Это значит, что на 2020 год госзаказчик будет формировать только план-график закупок (на 3 года вперед).

Чтобы новый механизм планирования заработал, Правительству предстоит принять целый ряд нормативно-правовых актов. В частности, необходимо определить требования к форме плана-графика, порядок формирования и внесения изменения, порядок размещения в информационной системе. Соответственно, с 1 октября 2019 года те Постановления Правительства, которыми регулируется ныне действующее планирование и обоснование закупок, утратят свою силу (№№552, 553, 554, 555).

Планируемые изменения в процедуре закупок по ГОЗ

- С 1 июля изменится порядок подачи заявок на участие в закупках. Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, будут направляться заказчику  не участником в составе заявки, а оператором специализированной площадки. Оператор будет выгружать эти документы из реестра  участников закупки и направлять заказчику.  Участники должны предоставить необходимые документы на площадку, а оператор должен включить их в реестр в течение 5 рабочих дней, если документы соответствуют перечню, предусмотренному Постановлением №99.  Если в момент подачи заявки в реестре будут отсутствовать эти документы, оператор площадки такую заявку вернет участнику.

Например, одним из дополнительных требований к участнику закупки является наличие на правах  собственности (или на другом основании) производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного железнодорожного состава. В зависимости от объекта закупки будут меняться дополнительные требования и перечень подтверждающих документов.

С 2020 года планируется изменение механизма проведения закрытых закупок в электронной форме. Срок действия принятого Постановления Правительства №223 о проведении закрытых электронных процедур и аккредитации на специальной площадке отложен до 1 января 2020 года. Документом предусмотрено, что при осуществлении закупок, не содержащих сведений, представляющих гостайну, заказчик обязан проводить закрытые электронные процедуры, в том числе закрытые конкурсы  с использованием функционала специализированной электронной площадки без размещения извещения в ЕИС.  То есть с 2020 года планируется проведение всех закупок путем отправления приглашений предприятиям и организациям, на основании которых они могут подать заявки на участие в закупке.

Об изменениях  в проведении закрытых способов определения поставщика

- В данный момент проходит согласование законопроект, разработанный Минфином, который предусматривает изменения в части проведения закрытых способов определения поставщика. Если документ будет принят, то Постановление  №223 не заработает самостоятельно, потому что в новом законопроекте уже заложен весь механизм проведения закрытых электронных процедур.  После вступления в силу нового закона приглашения будут направляться через специализированную электронную площадку участникам, которые там аккредитованы и которые разместили подтверждающие документы о соответствии единым дополнительным требованиям.

О запрете на товары иностранного происхождения

- При осуществлении закупок в рамках ГОЗ в соответствии с требованиями Постановления №9 (от 14.01.2019г.)  устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Для подтверждения России как страны-происхождения товара участник закупки должен представить соответствующее заключение Минпромторга.  Как показала практика, у многих организаций возникли сложности с получением этого документа, и зачастую это является основанием для формального отклонения заявки. В настоящее время Минпромторг вносит поправки в Постановление №9, надеемся, что скоро ситуация для участников закупок с подтверждением страны-производителя улучшится.


Беликова Елена Александровна, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства

- Федеральное казначейство проверяет все закупки для федеральных нужд (за исключением закупок для обеспечения гособоронзаказа и содержащих сведения, составляющих гостайну).  По статистике прошлого года из 50 млрд рублей  проверенных казначейством расходов на осуществление госзакупок 20 % имеют финансовые нарушения. 65% из всего объема нарушений это вопросы ценообразования, т.е. неверное или некорректное обоснование цены контракта.

Как сообщила Елена Беликова, дважды в год Федеральное казначейство выпускает обзор нарушений и недостатков в деятельности госзаказчиков. В составе общего обзора есть раздел, посвященный закупкам, в котором даются разъяснения основных нарушений со стороны заказчиков и как их исправить. Представитель казначейства рекомендовала всем участникам госзакупок внимательно просматривать эти обзоры и учиться на чужих ошибках.


Гуда Роман Николаевич, ВРИД директора Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны РФ

- Уже в процессе формирования цены необходимо понимать, какие затраты будут у предприятия при исполнении заказа. Часто возникает казус: после заключения контракта выясняется, что необходимые материалы стоят дороже, чем планировалось, и фактические затраты возрастают.

Роман Гуда привел примеры ошибок при обосновании затрат на формирование запасов.  Среди наиболее частых нарушений: включение расходов, которые никак не связаны с формированием запасов продукции (проценты по кредитам, затраты на хранение и т.п.) ; отсутствие обоснования и документального подтверждения затрат; превышение норм расхода на единицу продукции по сравнению с фактом затрат; нарушения по процедуре НДС и др..

Частые ошибки при обосновании затрат на формирование запасов
(по данным Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны РФ)

 


©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
26.06.2019г, Кубинка, Московская область