1 сентября 1982 года, на стапеле Николаевского судостроительного завода был заложен новый тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, получивший при закладке название "Рига". Как следует из индекса проекта нового корабля - это был пятый авианесущий крейсер проекта 1143. Однако фактически, новый авианесущий крейсер практически не имел ничего общего со своими предшественниками и представлял собой уже "классический" авианосец - со сплошной лётной палубой, аэрофинишерами и т.д., и в отличии от своих предшественников, был предназначен для базирования и применения самолётов "горизонтального" взлёта и посадки.
Первый "полноценный" авианосец ВМФ СССР мог получить и раньше - к 1978 году была запланирована постройка авианосца проекта 1153, водоизмещением в 70 тысяч тонн (подробнее об этом - в третьей части данного цикла статей). Однако, загруженность советской военно-морской промышленности реализацией целого ряда задач, таких как например, строительство подводных лодок и подводных ракетоносцев нового поколения, создания нового поколения крупных надводных кораблей, не позволили приступить к строительству "настоящего" авианосца. Министр Обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов, предложил вместо авианосца проекта 1154, заложить четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143 - будущий "Баку" и сосредоточить усилия по разработке и строительству более дешёвого авианосца. 13 октября 1978 года вышло Постановление Правительства СССР о прекращении работ по авианосцу 1153, но это же Постановление предписывало начать работы по созданию нового авианосца, проекта 1143.5. Новый авианосец фактически "вырастили" из авианесущих крейсеров проекта 1143, увеличив его водоизмещение практически в 1.5 раза - до 60 тысяч тонн.
Новый авианосец имел ряд оригинальных технических решений, главным из которых стал трамплин в носовой части корабля, предназначенный для взлёта самолётов с авианосца, взамен катапульт. Изначально проект будущего авианосца предполагал оснащение его катапультами. Однако они существенно увеличивали водоизмещение корабля, либо при сохранении неизменным водоизмещения существенно снижали боевые возможности нового авианосца. Однако появление новых истребителей 4 поколения - будущих легендарных Су-27 и МиГ-29, имевших огромную тяговооружённость (соотношение тяги двигателей к весу самолёта), превышающую 1, позволило реализовать взлёт авиации с с трамплина, без какой-либо "посторонней помощи". К 1984 году, когда первые Су-27 и МиГ-29 начали поступать в строевые авиаполки советских ВВС, ОКБ Сухого и ОКБ Микояна приступило к созданию палубных самолётов на их базе - Су-27К (будущий Су-33) и МиГ-29К.
Несмотря на то, что авианосец проекта 1143.5 был предназначен для базирования на нём самолётов "горизонтального" взлёта, он как и свои предшественники сохранил мощное ударное вооружение. Но в отличии, от них, он уже имел не противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) "Базальт", а гораздо более совершенные ПКР "Гранит", размещавшиеся в подпалубных пусковых установках в носовой части полётной палубы.
Строительство авианосца велось быстро и с использованием самых прогрессивных технологий советского судостроения - корпус собирался из крупных блоков, массой до 1400 тонн. В строительстве авианосца участвовало более тысячи предприятий всего Советского Союза. 4 декабря 1985 года, спустя чуть более, чем через 3 года после закладки корпус нового авианосца был спущен на воду, и началась достройка корабля на плаву - монтировалось вооружение, радиотехнические и авиационные средства, системы вентиляции и т.д. Спущен на воду новый авианосец был уже под названием "Леонид Брежнев" - это название он получил 26 ноября 1982 года, спустя всего 16 дней после смерти Брежнева. Однако в 1987 году авианосец вновь переименовали - в "Тбилиси".
Практически сразу после спуска на воду авианосца, 24 декабря 1985 года на освободившемся стапеле Николаевского судостроительного завода был заложен однотипный "авианесущий крейсер" проекта 1143.6, под названием "Рига". А после спуска "Риги", в конце 1985 года был заложен авианосец проекта 1134.7 - "Ульяновск". В отличии от авианосцев проекта 1143.5 и 1143.6, "Ульяновск" должен был иметь большие размеры, большую площадь полётной палубы, полное водоизмещение в 75 тысяч тонн, атомную силовую и существенно большую численность авиагруппы. Увы, ни авианосцу "Рига", переименованного в 1990 году в "Варяг", ни "Ульяновску" так и не суждено было войти в состав российского флота.
Параллельно со строительством авианосца, велись и интенсивные работы по созданию новых палубных самолётов. С 1981 года начал функционировать наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА), расположенный в Крыму под городом Саки. Уже в 1982 году на "НИТКЕ" начались первые опытные полёты по отработке взлёта с трамплина истребителя МиГ-29. Велась интенсивная подготовка к взлётам и посадкам на палубу авианосца будущих палубных лётчиков, а также отрабатывались технические и "организационные" стороны боевого применения палубной авиации. В 1987 году был создан первый прототип палубного истребителя Су-27К (будущего Су-33) и начались его испытания на комплексе НИТКА. В 1988 году совершил первый полёт истребитель МиГ-29К.
Изначально предполагалось, что новый авианосец будет нести авиагруппу порядка 48-50 летательных аппаратов, из которых 26 будут истребители - Су-27К и МиГ-29К, а также 18 противолодочных вертолётов Ка-27, 4 вертолёта дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО) Ка-31 и 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС. Однако, к моменту завершения строительства было принято решение отказаться от наличия в составе авиагруппы истребителей МиГ-29К - в отличие Су-27К (Су-33) МиГ-29К был в значительной ещё степени "недоведённным", а кроме того имел очень малый боевой радиус действия. Да и в условиях уменьшения финансирования армии и ВПК СССР в конце 1980-х годов, тратить средства на создание двух палубных самолётов одновременно Министерство Обороны СССР не могло. Параллельно с созданием "горизонтальных" палубных истребителей, предполагалась возможность наличия в составе авиагруппы нового авианосца и перспективного сверхзвукового самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-141. Однако, катастрофа при испытаниях Як-141, проводившихся на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (бывший "Баку") и общая неготовность самолёта поставили крест на программе СВВП Як-141.
8 июня 1989 года начались швартовые испытания ещё не до конца достроенного авианосца, а уже в конце октября он вышел в море для проведения испытаний палубной авиации. 1 ноября 1989 года лётчик-испытатель Токтар Аубакиров совершил на истребителе МиГ-29К первый взлёт с палубы "Тбилиси", и в тот же день лётчик-испытатель Виктор Пугачёв совершил первую посадку на палубу на истребителе Су-27К. После первых лётно-технических испытаний "Тбилиси" отправился на достройку, и 1 августа 1990 года приступил к государственным испытаниям, продолжавшихся до конца 1990 года. В ходе испытаний проводились интенсивные полёты палубной авиации и подготовка палубной авиагруппы - было совершено более 450 полётов с палубы авианосца. 24 января 1991 года тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 был сдан флоту и официально зачислен в состав Северного флота ВМС СССР, уже под названием "Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов", сменив таким образом название уже в четвёртый раз.
Однако уже в ноябре 1991 года над кораблём "сгустились тучи" - он ещё не совершил переход к пункту постоянного базирования, оставаясь на Чёрном море, и власти уже де-факто независимой Украины решили "прибрать к рукам" новейший авианосец. Командир корабля получил телеграмму от председателя украинской Верховной Рады, Леонида Кравчука с уведомлением, что корабль объявляется собственностью Украины. Командир "Адмирал Кузнецова", капитан 1 ранга Виктор Ярыгин и большинство офицеров корабля не желали подчиняться приказам ещё официально не существующего государства и считали требования украинских властей абсурдом - зачем независимой Украине целый авианосец? То, что произошло дальше стало беспрецедентным в истории случаем и больше напоминало остросюжетный кинофильм. 1 декабря 1991 года на борт "Кузнецова" поднялся вице-адмирал Юрий Устименко, первый заместитель командующего Северным флотом СССР. Сразу же после приветствия с командой адмирал отдал приказ немедленно сниматься с якоря и начинать переход в Северодвинск, начав таким образом едва ли не настоящий "угон" целого авианосца. Адмирала не смутило то, что на авианосце в тот момент находилась только треть экипажа (остальные были на берегу) и полностью отсутствовала авиагруппа. Спустя всего два с половиной часа, "Адмирал Кузнецов" снялся с якоря, и не включая ходовые огни, навсегда покинул Севастополь. К тому моменту как украинские власти поняли, что произошло, авианосец уже проходил Босфор. Был ли "угон" "Кузнецова" личной инициативой командования Северного флота или данной решение было принято на самом "верху" до сих пор не ясно. 24 декабря 191 года "Адмирал Кузнецов" завершил переход на Северный флот и бросил якорь в пункте постоянной дислокации, в базе Видяево.
Большая часть лётчиков и технического состава 100-го корабельного истребительного авиаполка, приписанного к "Адмиралу Кузнецову", во главе с его командиром Тимуром Апакидзе, отказалась принимать присягу Украине и возглавила "ядро" нового 279-го полка морской авиации Северного флота ВМФ России.
После перехода "Адмирала Кузнецова" на Север начался его нелёгкий "жизненный путь", уже в составе ВМФ Российской Федерации. В условиях хаоса 1990-х годов средств на содержание авианосца катастрофически не хватало, как и на содержание всего флота и всех остальных видов вооружённых сил.
Большая часть авианесущих кораблей ВМФ России вскоре была потеряна. Тяжёлый авианесущий крейсеры "Киев", "Минск" и "Новороссийск" требовали ремонта, на который средств совершенно не было, и в 1993 году они были выведены из состава флота. "Киев" был продан неким "неустановленным лицам" за смехотворную сумму в 1.6 миллиона долларов, которые перепродали его в несколько раз дороже Китаю и в 2000-х годах переоборудован в "парк развлечений" в китайском порту Тяньцзинь, а в настоящий момент переоборудован в уникальный плавучий отель, являющегося и частью тематического парка "Биньхай". "Минск" и "Новороссийск" были проданы на слом в Южную Корею, где в 1997 году "Новороссийск" был полностью разделан на металл. "Минск" постигла более "счастливая" участь - он был выкуплен Китаем и стал частью военного парка в городе Шэньчжень. По всей видимости, оба авианесущих крейсера, были изучены китайскими военными специалистами и дали определённые наработки для китайской программы строительства авианосцев.
Тяжёлый авианесущий крейсер "Баку", вошедший в строй в 1987 году и в 1990 году переименованный в "Адмирал флота Советского Союза Горшков", несмотря на крайне "молодой" для корабля возраст, уже 1 февраля 1992 года вышел из строя - произошла серьёзная авария паропровода в машинном отделении, в результате чего погибло 6 человек, а корабль потребовал серьёзного ремонта. К тому моменту "Адмирал Горшков" был переклассифицирован в вертолётоносец по причине фактического прекращения эксплуатации палубных самолётов вертикального взлёта и посадки Як-38, составлявших основу его авиагруппы. В условиях жесточайшего экономического кризиса начала 1990-х годов, была поставлена под сомнение сама необходимость наличия такого "вертолётоносца" в составе флота. Уже в 1994 году он был предложен Индии и начались переговоры по его продаже. В 2004 году "торги" полностью завершились, и бывший авианесущий крейсер прошёл радикальную модернизацию, превратившую его в "полноценный" авианосец, а в конце 2013 года после завершения всех испытаний, он вошёл в состав ВМФ Индии под названием "Викрамадитья" и ныне является флагманом и на данный момент единственным авианосцем индийского флота.
К моменту распада Советского Союза оставались недостроенными авианосцы "Варяг" и "Ульяновск". "Варяг" был уже спущен на воду и имел степень готовности порядка 70%. Степень готовности "Ульяновска" составляла лишь 20% - фактически был только сформирован корпус. Практически сразу же после официального обретения независимости Украины началась разделка корпуса "Ульяновска" с целью освободить стапель Николаевского судостроительного завода (власти Украины полагали, что на данном стапеле будут строится крупнотоннажные гражданские суда, однако "заказчиков" на них так и не нашлось) и к концу 1992 года был полностью разделан на металл. В начале 1990-х годов командованием ВМФ России рассматривалась возможность выделения средств на достройку "Варяга" (бывший советский ВПК ещё функционировал "по инерции" до середины 1990-х годов). Однако встал выбор - достраивать "Варяг" или 5 подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 949А "Антей" (предназначенных для борьбы с авианосными ударными группами вероятного противника и составляющих в настоящий момент основу "противоавианосных" сил ВМФ России), имевших очень высокую степень готовности. Выбор был сделан в пользу "Антеев", надо сказать весьма справедливо - для "Варяга", даже в случае его достройки чисто физически не было авиагруппы, и самое главное, средств на его содержание. В итоге, в 1993 году "Варяг" перешёл официально в собственность Украины, а в 1993 году и в 1998 году был продан Китаю. В 2005 году Китаем была начата достройка и модернизация авианосца, и в 2012 году он вступил в строй ВМС Народно-Освободительной Армии Китая и на данный момент является единственным авианосцем китайского флота.
Таким образом, "Адмирал Кузнецов" быстро остался единственным авианесущим кораблём в ВМФ России. Однако и его судьба долгое время "висела на волоске". Средств на содержание корабля не было, а в условиях фактически полного отсутствия требуемой для базирования инфраструктуры, происходил невероятно быстрый "расход" ресурса различных механизмов корабля и главным образом - силовой установки. Чудом удалось сохранить авиагруппу и высококласных лётчиков способных посадить самолёт на палубу авианосца. Тем не менее, в условиях тотального недофинансирования, уровень лётной и боевой подготовки лётчиков авиагруппы "Кузнецова" падал. В этих условиях, командиру нового, 279-го авиаполка морской авиации, составляющий авиагруппу "Адмирал Кузнецова" была поставлена задача сажать самолёты на палубу, что бы доказать "практическую ценность" единственного оставшегося в строю ВМФ России авианосца - в противном случае авианосец бы просто разрезали на металлом. В этих условиях лётчики с честью выполнили поставленные задачи.
В 1996 году "Адмирал Кузнецов" совершил дальний поход в Средиземное море, "приуроченный" к 300-летей годовщине российского военно-морского флота. Так поход в советские времена был "обыденным", но в 1996 году такое плавание было предельно опасным и трудным. Слабое место "Адмирала Кузнецова" - это его силовая установка. Она котлотурбинная и очень требовательная к условиям эксплуатации. В условиях простоя корабля, развала существовавшей в СССР военно-промышленной кооперации (огромное количество предприятий бывшего советского ВПК осталось за пределами России), и отсутствия средств на ремонт и обслуживание силовой установки, она практически полностью вышла из строя. В Средиземном море "Адмирал Кузнецов" практически лишился хода - вышло из строя 11 из 12 котлов. С колоссальным трудом кораблю удалось завершить поход и вернуться в базу.
После данного похода корабль продолжил "отстаиваться" в базе. На конец 1990-х его техническое состояние было удручающим - в условиях практически полного отсутствия наземной инфраструктуры, корабль не отапливался, на него не подавалась горячая вода, а для обеспечения самых минимальных потребностей экипажа вынужденно использовалась крайне изношенная силовая установка, что сокращало и без того практически "израсходованной". Условия обитаемости на "Адмирал Кузнецове" были столь ужасающими, что его название использовалось на других кораблях в качестве "воспитательного аргумента" для нерадивых матросов - угроза перевода на авианосец действовала крайне "отрезвляюще".
Только к середине 2000-х годов ситуация на авианосце стала изменяться к лучшему - корабль стал проходить ремонты по восстановлению технической готовности, а в 2004 и 2005 годах совершил выходы на боевую службу в Северную Атлантику. С 5 декабря 2007 года по 3 февраля 2008 года и с 5 декабря 2008 по 27 февраля 2009 года "Адмирал Кузнецов" совершил длительные боевые службы в Средиземном море, техническое состояние авианосца было более чем удовлетворительное.
С одной стороны, в конце двухтысячных годов, авианосец вполне справлялся с возложенными на него задачами, был "приведён в порядок" и была отремонтирована значительная часть его узлов и агрегатов. С другой - авианосец так и не проходил капитального ремонта, который требовался с учётом возраста и быстрой выработки ресурса многих систем корабля и главным образом, силовой установки. Предполагалось, что после боевой службы, происходившей с 6 декабря 2011 по 17 февраля 2012 года, авианосец встанет на заслуженный капитальный ремонт и модернизацию. Однако накалившаяся в мире военно-политическая обстановка, особенно на Ближнем Востоке, потребовала активного присутствия российских кораблей в Средиземном море. Поэтому модернизацию пришлось отложить.
С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года "Адмирал Кузнецов" совершил свою самую длительную боевую службу, проведя 5 месяцев в дальнем походе в Средиземном море.
После начала в конце сентября 2015 года военной операции России в Сирии, было решено привлечь к участию в боевых действиях и авианосец "Адмирал Кузнецов". К лету 2016 года авианосец завершил очередной ремонт по восстановлению технической готовности, в ходе которого была обеспечена исправность всех систем. 15 октября 2016 года "Адмирал Кузнецов" вышел из Североморска в боевой поход к берегам Сирии, а через месяц приступил непосредственно к боевым действиям. При этом в данном походе "Адмирал Кузнецов" действовал в составе очень мощной (причём не только по меркам ВМФ России) корабельной группировки, куда входил и тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий". На борту авианосца при этом разместилась весьма разнообразная авиагруппа, какой до этого ни разу не было - помимо "штатных" истребителей Су-33 и вертолётов Ка-27, в ангаре "Кузнецова" разместились 3 истребителя МиГ-29К, 2 истребителя МиГ-29КУБ, 2 ударных вертолёта Ка-52К, а также вертолёт ДРЛО Ка-31.
В ходе похода, несмотря на все мрачные прогнозы перед походом "Адмирал Кузнецов" успешно справился со всеми поставленными задачами. "Слабое место" единственного авианосца - силовая установка не подвела и отработала без аварий (во всяком случай серьёзных). Ставшее предметом шуток "дымление" авианосца, конечно, свидетельствует о сильном износе котлов, но это никак не помешало "Кузнецову" выполнить свои задачи. Стоит заметить, что уже на обратном пути, сопровождавший "Кузнецова" современный британский эсминец "Дэринг", вступивший в строй, в 2009 году, несмотря на всю "технологичность" своей силовой установки, потерял ход и вынужден был возвращаться в базу на буксире.
За время участия в боевых действиях, самолёты авиагруппы "Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов, из которых 117 были выполнены ночью, поразив 1252 цели. Неожиданно для всех истребители Су-33 продемонстрировали возможность очень эффективного применения по наземным целям - по всей видимости они прошли модернизацию, в ходе которой были установлены системы высокоточного бомбометания. Удары российской палубной авиации и крылатых ракет с кораблей ВМФ России по позициям и объектам боевиков, оказали существенное влияние на ход боевых действий на "земле" и позволило сирийским войскам быстро освободить Алеппо.
В общем, "Адмирал Кузнецов" наглядно продемонстрировал, вопреки всем негативным "утверждениям", что является эффективным военным инструментом, а поход российских кораблей к берегам Сирии подтвердил, что Россия располагает океанским флотом и при необходимости собрать очень мощную многоцелевую.
После похода, "Кузнецов" наконец отправился на давно заслуженный капитальный ремонт и модернизацию. "Адмирал Кузнецов", безусловно, прочно вписал своё имя в историю российского военно-морского флота. Он дал бесценный опыт эксплуатации и боевого применения "настоящих" авианосцев и палубной авиации. И после масштабной модернизации, завершение которой ожидается через несколько лет, "Адмирал Кузнецов" получит качественно новые боевые возможности и будет ещё очень долго бороздить просторы Мирового океана.
Павел Румянцев