Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

«Промсвязьбанк» станет опорой ОПК

Поправки в 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» обещают дальнейшую монополизацию финансового сопровождения оборонной индустрии.

 

 

 

НАДЕЖДА И ОПОРА

В повестку пленарного заседания Госдумы 3 декабря должно быть включено рассмотрение в первом чтении законопроекта № 804236-7 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе». Тема поправок в закон - обеспечение особого порядка финансового сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу.

Прежде всего, законопроект призван, наконец, поставить точку в затянувшемся процессе назначения «Промсвязьбанка» опорным банком российского оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, законопроект затрагивает еще два вопроса. Причем, более важных, чем статус эпитета «опорный». Это определение роли Правительства при контроле работы названного банка – то есть «наделение Правительства РФ полномочиями устанавливать объем денежных средств, размещаемых на счетах опорного банка», и фиксация правил игры в данной сфере – то есть выработка норм, направленных «на уточнение порядка взаимодействия исполнителей государственного оборонного заказа в связи с появлением нового участника в лице опорного банка».

Но пойдем по порядку. Итак, принятие закона сделает ПАО «Промсвязьбанк» опорным банком для гособоронзаказа, хотя иначе как «опорным» этот банк не называют в ОПК с начала 2018 года. Просто прежде его «опорный» статус декларировался на уровне правительственных постановлений, а теперь речь идет об утверждении статуса законодательно.

Напомним, с 15 декабря 2017 года ранее частный «Промсвязьбанк» благополучно санируется – 28 октября 2019 года Рейтинговое агентство АКРА повысило кредитный рейтинг ПСБ на 1 ступень до уровня AA, прогноз «Стабильный». На сегодня единственным акционером банка выступает Росимущество, и в рамках стратегии планируется докапитализация банка в ближайшие 3 года в сумме 50 млрд рублей.

Идея же выделить оборонке свой банк, чтобы вывести из-под угрозы санкций крупнейшие банки страны (прежде всего Сбербанк и ВТБ), появилась приблизительно тогда же – в конце 2018 года.

И сегодня другие игроки постепенно передают контракты Промсвязьбанку. К июлю 2019 года передано кредитов ОПК на сумму более 100 млрд рублей, а до конца года ожидается перевод еще 40 млрд. рублей. Кстати, минувшим летом первый вице-премьер Антон Силуанов оценивал портфель кредитов, которые должен получить ПСБ, в 1 трлн рублей.

СЛОВО И ДЕЛО

Конечно, главным для предприятий оборонки в законопроекте является не придание «Промсвязьбанку» особого статуса, а новации, предлагаемые в последующих абзацах законопроекта.

Суть изменения в думском Комитете по финансовому рынку трактуется так. В настоящее время для определения уполномоченного банка, который будет осуществлять банковское сопровождение госконтракта, головной исполнитель обязан выбрать уполномоченный банк из перечня, предлагаемого государственным заказчиком.

А проектируемыми нормами предлагается установить, что определять уполномоченный банк по согласованию с государственным заказчиком станет головной исполнитель. И порядок согласования государственным заказчиком уполномоченного банка будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Депутаты, объединенные под эгидой Комитета по обороне, отнеслись к законопроекту вполне лояльно. «Объединение основных финансовых потоков в рамках одной структуры позволит предусмотреть государственное фондирование, что снизит стоимость кредитных средств для ОПК», - называют они один из плюсов новации.

Конечно, нельзя сказать, что у Комитета не возникло к документу претензий. Но их, по мнению избранников, вполне можно решить в ходе второго чтения. «Следует учесть, что монополизация банковских услуг может повлечь за собой определенные риски, например, при перебоях в работе банка, - говорится в Заключении Правового управления Госдумы. – Но замечаний концептуального характера по проекту не имеется».

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

А вот представители Комитета по экономической политике приняли документ в штыки. По их оценкам буквальное законодательное закрепление ПАО «Промсвязьбанк» в качестве опорного банка создает риски введения в отношении него санкций зарубежных стран. В итоге предприятия ОПК, как клиенты, не смогут производить международные расчеты.

«Вместо выбора головным исполнителем из списка уполномоченных банков, направленных ему государственным заказчиком, предлагается ввести определение для головного исполнителя государственным заказчиком опорного банка, или согласование государственным заказчиком головному исполнителю иного уполномоченного банка», - далее констатируют экономисты.

И по их оценкам такой подход может привести или к безальтернативному назначению банка, или к оспариванию головным исполнителем решений заказчика. А в итоге ГОЗ окажется сорван.

Наконец, «принятие законопроекта может привести к созданию «искусственной» монополии опорного банка».

В общем, представители экономического комитета ГД в своем резюме написали: «целесообразность предлагаемых изменений для предприятий ОПК, с учетом наличия активно работающих на рынке ГОЗ иных уполномоченных банков, отсутствует».

Как бы там ни было, докладчиками по законопроекту 3 декабря выступят заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев и депутат Андрей Красов. И есть вероятность попытки законопроект не пропустить.

Впрочем, и у сторонников документа наличествуют собственные козыри.

Автор: Игорь Чубаха