Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Россия начнёт строительство дизельных подводных лодок нового поколения через 5 лет

Президент объединённой судостроительной корпорации (ОСК), Алексей Рахманов, заявил, что строительство дизельных подводных лодок нового поколения начнётся, ориентировочно, через 5 лет.

Никаких подробностей президент ОСК больше не раскрыл, однако, очевидно, что речь идёт о проекте перспективных дизельных подводных лодок нового поколения "Калина".

Первая попытку массового строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) нового поколения, была предпринята Россией ещё в прошлом десятилетии, когда в 2004 году была заложена подводная лодка "Санкт-Перербург" проекта 677 "Лада". Однако строительство лодки непомерно затянулось для такого класса корабля, и лишь в 2010 году лодка была передана в опытную эксплуатацию, выявивших значительное количество проблем в работе систем лодки, в частности электродвигателя, гидроакустического комплекса, боевой информационно-управляющей системы и т.д. Выявившиеся в ходе испытаний существенные проблемы потребовали существенной переработки всего проекта и фактически поставили крест на предполагавшейся программе массового строительства данных лодок. Заложенные вслед за "Санкт-Петербургом", "Крондштадт" и "Великие Луки" фактически строятся уже по переработанному проекту и войдут в состав флота, как предполагается, лишь к 2019 году. Несмотря на это, российский флот массово пополняется новыми дизельными подводными лодками усовершенствованного проекта 636.3 "Варшавянка", обладающими превосходными боевыми характеристиками и высочайшей акустической скрытностью. Так в 2015 и 2016 годах Черноморский флот получил 6 новых субмарин данного типа, а Министерством Обороны с "Адмиралтейскими Верфями" подписан контракт на строительство аналогичной серии данных субмарин для Тихоокеанского флота. Всё это позволит качественно проработать проект дизельной подводной лодки нового поколения, а также создать и испытать главный элемент дизельных подводных лодок 5 поколения - воздухонезависимую (анаэробную) силовую установку.

Дизельные подводные лодки при всех многочисленных достоинствах, а именно простоту конструкции, низкую стоимость строительства и эксплуатации, а также высочайший уровень акустической скрытности (более низкий, чем у атомных подводных лодок), имеют и ряд существенных недостатков. Главный из них - это не возможность длительного нахождения в подводном положении. Как известно, под водой дизельная подводная лодка движется на электромоторах, приводимых в движение огромными группами аккумуляторных батарей, который весьма быстро разряжаются. Так к примеру, для подводных лодок проекта 636 "Варшавянка" дальность плавания на электромоторах ограничена 400 милями при скорости хода в 3 узла. Для подзарядки аккумуляторов дизельная подводная лодка вынуждена всплывать на перископную глубину, что бы поднять на поверхность шноркель для обеспечения поступления необходимого для работы дизельных двигателей воздуха. Подзарядка аккумуляторов, которая осуществляется за счёт энергии, вырабатываемой дизельными двигателями, занимает весьма долгое время. Кроме того, дизельная подводная лодка не может совершать длительные переходы без необходимости включения дизельных двигателей. Это в свою очередь снижает скрытность подлодки, т.к. поднятая над водой труба Шноркеля обнаруживается большинством современных корабельных РЛС.  

Главным направлением для повышения длительности подводного плавания и повышения скрытности дизельных подводных лодок является создание так называемой воздухонезависимой силовой установки, цель которой обеспечить работу аккумуляторных батарей без необходимости всплытия. В настоящий момент известно несколько типов таких силовых установок. Это могут быть двигатели Стирлинга, которыми оснащаются шведские подводные лодки класса "Готланд", дизели замкнутого цикла и электрохимические генераторы. На создании воздухонезависимой установки на базе электрохимического генератора остановились в России. В целом электрохимический генератор подобен обычному гальваническому элементу, но вещества для электрохимической реакции подаются в него из вне. Для выработки электрической энергии в данных двигателях используется водород.

При разработке данного двигателя, российские конструкторы, при этом, пошли весьма оригинальным путём. Вместо того, что бы "возить" на подводной лодке необходимый запас водорода, его предполагается получать из дизельного топлива методом реформинга.

Павел Румянцев

По материалам "Взгляд"

 

Партнеры