С большой вероятностью за весеннюю сессию Госдумы будет принят пакет законодательных поправок, предоставляющий в распоряжение ФАС России действенное оружие для борьбы с картелями.
Дело государственной важности
В реализации «Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы» (распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2019 г. № 1314-р) сделан следующий шаг. Федеральная антимонопольная служба России, как обозначенный в Программе ответственный исполнитель, подготовила, а Правительство РФ внесло в Госдуму пакет законодательных поправок.
Одна из зафиксированных в Межведомственной программе целей – «привлечение виновных за совершение правонарушений и преступлений, связанных с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, к административной и уголовной ответственности». И поправки содержат перечень конкретных, необходимых для реализации этой цели, правовых инструментов.
В пакет поправок входят следующие законопроекты:
- № 848392-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».
- № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» - об усилении ответственности за деяния, связанные с заключением ограничивающего конкуренцию соглашения.
- №848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - по вопросам наступления административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения.
Предложения и замечания по первому законопроекту собираются до 25 января, по двум другим – до 14 января. Рассмотрение пакета Госдумой предварительно отнесено на февраль будущего года.
Неравные цифры
Сегодняшняя статистика недвусмысленно подсказывает, что имеющийся в распоряжении ФАС арсенал недостаточен.
В пояснительной записке к законопроектам Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству фигурируют следующие цифры:
Количество уголовных дел и приговоров по статье 178 УК РФ Ограничение конкуренции:
Год |
Практика ФАС России |
Практика МВД России |
||
принято решений |
количество дел, возбужденных |
возбуждено уголовных дел по статье 178 УК РФ |
направлено уголовных дел |
|
|
|
|
|
|
2011 |
187 |
1394 |
13 |
4 |
2012 |
75 |
1537 |
5 |
1 |
2013 |
148 |
1231 |
9 |
0 |
2014 |
173 |
1438 |
6 |
1 |
2015 |
219 |
1411 |
1 |
0 |
2016 |
267 |
1246 |
3 |
0 |
2017 |
279 |
1612 |
8 |
0 |
2018 |
315 |
1861 |
15 |
2 |
I полугодие 2019 |
120 |
815 |
16 |
3 |
А в Пояснительной записке Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству констатируется, что в большинстве случаев отмененные и прекращенные дела о нарушении антимонопольного законодательства связаны с отсутствием у ФАС России достаточных полномочий по сбору необходимых доказательств.
В то же время ущерб от антиконкурентных соглашений ежегодно составляет 1,5 - 2% размера ВВП.
Но главное негативное последствие сговоров на торгах - увеличение бюджетных расходов в связи с отсутствием реальной конкуренции на аукционах и конкурсах. При этом в год для проведения государственных закупок и закупок компаний с государственным участием из бюджета выделяется около 30 трлн. рублей, что позволяет говорить о миллиардах рублей ущерба от картелей для бюджетов всех уровней.
Антиконкурентные соглашения выявлены и в сфере государственного оборонного заказа.
«В списке «потерпевших» от сговоров на торгах оказались Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФНС России, Счетная палата и Центральная избирательная комиссия», - перечисляется в Записке.
Более того, деятельность картелей и методы их противодействия антимонопольным расследованиям постоянно совершенствуются. В том числе благодаря использованию последних достижений в области компьютерной техники.
Включите в арсенал
Соответственно, законопроекты предполагают серьезное расширение возможностей сотрудников антимонопольной службы. Приведем часть инициатив.
Так, предлагается дополнить «Закон о защите конкуренции» предоставлением возможности антимонопольному органу осуществлять выемку и изъятие документов и предметов и получать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия.
Разрешить правоохранительными органами передавать в антимонопольный орган информацию, полученную при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий.
Разработать механизм возможного доступа антимонопольного органа к информации, составляющей охраняемую законом тайну. В частности, к сведениям об абонентах операторов связи. Конечно, при этом предлагается ограничить данное право также только расследованиями, связанными с установлением антиконкурентных соглашений.
«Следует отдельно подчеркнуть, что предложенный законопроект не предполагает закрепления возможности истребования ФАС России тайны связи во внесудебном порядке, - уточняют депутаты. - Цель законопроекта - отграничить от тайны связи те сведения и информацию, которые зачастую ошибочно относят к такой тайне. (Это персональные данные, ФИО абонентов, сведения о расположении оконечного оборудования, о динамических и статических IP-адресах, о принадлежности абонентских номеров юридическим лицам) и не представляют по запросам ФАС России»…
Конечно, приведенный перечень далек от полноты. Для более детального знакомства нужно штудировать сам пакет законопроектов.
Но уже понятно, что законы будут приняты достаточно оперативно, а участников картелей начнут сажать гораздо чаще, чем сегодня.
Комментарии
Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский:
Мы зачищаем одну зону, картели переходят в другую. Я не раз уже говорил, что картели – это раковая опухоль. Это уже не экономическое преступление, а уголовное. Ведь для меня абсолютно все равно – просто украдут деньги из кармана, или, манипулируя ценами, меня на эти деньги «разведут», как говорится в уголовной практике, а потом назовут эту историю красивым словом «картель».
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев:
Зачастую картели не останавливаются на сговоре с целью ограничения конкуренции. Дальше идет сговор с заказчиком, то есть, должностные преступления. Это хищения из бюджета. Говорят: «Ну договорились, ну снизили лишь на 0,5%, а могли на 1%...», вред-то эфемерный. Но практика показывает, что дальше, особенно если еще есть сговор с заказчиком, начинается затягивание сроков, качество поставляемого продукта, как правило, страдает… Это последствия, наказание за которые в законе не прописаны, но на практике всегда есть.
Автор - Игорь Чубаха