Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Спецсредства против картельного сговора

С большой вероятностью за весеннюю сессию Госдумы будет принят пакет законодательных поправок, предоставляющий в распоряжение ФАС России действенное оружие для борьбы с картелями.

 

 

 

Дело государственной важности

В реализации «Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы» (распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2019 г. № 1314-р) сделан следующий шаг. Федеральная антимонопольная служба России, как обозначенный в Программе ответственный исполнитель, подготовила, а Правительство РФ внесло в Госдуму пакет законодательных поправок.

Одна из зафиксированных в Межведомственной программе целей – «привлечение виновных за совершение правонарушений и преступлений, связанных с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, к административной и уголовной ответственности». И поправки содержат перечень конкретных, необходимых для реализации этой цели, правовых инструментов.

В пакет поправок входят следующие законопроекты:

  • № 848392-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».
  • № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» - об усилении ответственности за деяния, связанные с заключением ограничивающего конкуренцию соглашения.
  • №848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - по вопросам наступления административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения.

Предложения и замечания по первому законопроекту собираются до 25 января, по двум другим – до 14 января. Рассмотрение пакета Госдумой предварительно отнесено на февраль будущего года.

Неравные цифры

Сегодняшняя статистика недвусмысленно подсказывает, что имеющийся в распоряжении ФАС арсенал недостаточен.

В пояснительной записке к законопроектам Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству фигурируют следующие цифры:

Количество уголовных дел и приговоров по статье 178 УК РФ Ограничение конкуренции:

 

Год

Практика ФАС России

Практика МВД России

принято решений
о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"
(запрет на картели)

количество дел, возбужденных
по статье 14.32 КоАП РФ (ответственность за картели)

возбуждено уголовных дел по статье 178 УК РФ

направлено уголовных дел
в суд

 

 

 

 

 

2011

187

1394

13

4

2012

75

1537

5

1

2013

148

1231

9

0

2014

173

1438

6

1

2015

219

1411

1

0

2016

267

1246

3

0

2017

279

1612

8

0

2018

315

1861

15

2

I полу­годие 2019

120

815

16

3

А в Пояснительной записке Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству констатируется, что в большинстве случаев отмененные и прекращенные дела о нарушении антимонопольного законодательства связаны с отсутствием у ФАС России достаточных полномочий по сбору необходимых доказательств.

В то же время ущерб от антиконкурентных соглашений ежегодно составляет 1,5 - 2% размера ВВП.

Но главное негативное последствие сговоров на торгах - увеличение бюджетных расходов в связи с отсутствием реальной конкуренции на аукционах и конкурсах. При этом в год для проведения государственных закупок и закупок компаний с государственным участием из бюджета выделяется около 30 трлн. рублей, что позволяет говорить о миллиардах рублей ущерба от картелей для бюджетов всех уровней.

Антиконкурентные соглашения выявлены и в сфере государственного оборонного заказа.

«В списке «потерпевших» от сговоров на торгах оказались Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФНС России, Счетная палата и Центральная избирательная комиссия», - перечисляется в Записке.

Более того, деятельность картелей и методы их противодействия антимонопольным расследованиям постоянно совершенствуются. В том числе благодаря использованию последних достижений в области компьютерной техники.

Включите в арсенал

Соответственно, законопроекты предполагают серьезное расширение возможностей сотрудников антимонопольной службы. Приведем часть инициатив.

Так, предлагается дополнить «Закон о защите конкуренции» предоставлением возможности  антимонопольному органу осуществлять выемку и изъятие документов и предметов и получать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия.

Разрешить правоохранительными органами передавать в антимонопольный орган информацию, полученную при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий.

Разработать механизм возможного доступа антимонопольного органа к информации, составляющей охраняемую законом тайну. В частности, к сведениям об абонентах операторов связи. Конечно, при этом предлагается ограничить данное право также только расследованиями, связанными с установлением антиконкурентных соглашений.

«Следует отдельно подчеркнуть, что предложенный законопроект не предполагает закрепления возможности истребования ФАС России тайны связи во внесудебном порядке, - уточняют депутаты. - Цель законопроекта - отграничить от тайны связи те сведения и информацию, которые зачастую ошибочно относят к такой тайне. (Это персональные данные, ФИО абонентов, сведения о расположении оконечного оборудования, о динамических и статических IP-адресах, о принадлежности абонентских номеров юридическим лицам) и не представляют по запросам ФАС России»…

Конечно, приведенный перечень далек от полноты. Для более детального знакомства нужно штудировать сам пакет законопроектов.

Но уже понятно, что законы будут приняты достаточно оперативно, а участников картелей начнут сажать гораздо чаще, чем сегодня.

Комментарии

Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский:

Мы зачищаем одну зону, картели переходят в другую. Я не раз уже говорил, что картели – это раковая опухоль. Это уже не экономическое преступление, а уголовное. Ведь для меня абсолютно все равно – просто украдут деньги из кармана, или, манипулируя ценами, меня на эти деньги «разведут», как говорится в уголовной практике, а потом назовут эту историю красивым словом «картель».

 

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев:

Зачастую картели не останавливаются на сговоре с целью ограничения конкуренции. Дальше идет сговор с заказчиком, то есть, должностные преступления. Это хищения из бюджета. Говорят: «Ну договорились, ну снизили лишь на 0,5%, а могли на 1%...», вред-то эфемерный. Но практика показывает, что дальше, особенно если еще есть сговор с заказчиком, начинается затягивание сроков, качество поставляемого продукта, как правило, страдает… Это последствия, наказание за которые в законе не прописаны, но на практике всегда есть.

Автор - Игорь Чубаха