ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?

Согласно заявлению заместителя министра обороны России Юрия Борисова, сделанному на выставке HeliRussia-2017, в государственную программу вооружений на 2018−2025 годы (ГПВ-2025) заложено строительство российских вертолётоносцев (универсальных десантных кораблей). Согласно имеющимся планам, постройка первого корабля займёт около 4 лет, и в 2022 году он будет передам Военно-морскому флоту (ВМФ) России. История с закупкой французских универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» наверняка ещё свежа в памяти у многих, и, судя по всему, Министерство обороны России действительно очень рассчитывало на эти корабли. Разберемся, для чего же они нужны российскому флоту, в особенности, учитывая ожидающееся скромное финансирование военного кораблестроения в рамках ГПВ-2025 (вероятно, 2,6 триллиона рублей, по сравнению с 4,7 триллионами в ГПВ-2020).

«Мистрали» позволили России получить технологии и финансовую выгоду

В строительстве двух французских вертолётоносцев «Мистраль» активно участвовали российские специалисты и «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. В рамках контракта на сумму $1,2 млрд помимо двух вертолётоносцев (которые так и не были переданы заказчику), Россия получила доступ к технологии строительства кораблей. Более того, планировалось построить ещё 2 УДК этого типа уже полностью на российских верфях. Но катастрофическое ухудшение отношений между Россией и странами блока НАТО в 2014 и введение Евросоюзом антироссийских санкций, привели к отказу Франции поставлять заказчику уже готовые корабли. Париж в полной мере выплатил компенсацию за корабли, после чего они были перепроданы в Египет. Тут всё обернулось для России как нельзя лучше — Каир заказал 46 вертолётов Ка-52, в том числе для оснащения ими «Мистралей», также ведутся переговоры о поставке оборудования и вооружения для самих кораблей (которые, вероятнее всего, завершаться успешно). В сумме это позволит российским предприятиям заработать не менее $1 млрд.

Таким образом, история с УДК «Мистраль» стала не только уроком, но и позволила России получить немалый объём информации о постройке кораблей этого типа, а также фактически заработать сумму, необходимую для постройки собственных вертолётоносцев.

Какой УДК построят для ВМФ России — «Лавину» или «Прибой»?

Несмотря на то, что первая информация о строительстве российской замены «Мистралям» появилась ещё в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2015», ясности о том каким будет новый УДК пока нет. Все на той же «Армии-2015» были продемонстрированы макеты двух разных перспективных российских вертолётоносцев — более легкий (водоизмещение около 15 тысяч тонн) «Прибой», разработанный Невским проектно-конструкторским бюро и тяжелая (водоизмещение 24 тонны) «Лавина», спроектированная Крыловским государственным научным центром. При этом французские УДК «Мистраль» находятся где-то посередине со своими 21 тысячами тонн водоизмещения. Очевидно, что более тяжелый УДК проекта «Лавина» способен брать на борт больше вертолётов (16 единиц против 8 у «Прибоя») и десанта, но и стоить он будет дороже. С другой стороны, Россия нуждается в серьезном обновлении десантных кораблей, особенно учитывая участие в Сирийском конфликте и активную работу «Сирийского экспресса». Из-за недостатка десантных кораблей в ВМФ России для решения задачи снабжения сирийской армии и российской группировки в Сирии пришлось даже приобрести у Турции подержанные гражданские сухогрузы. К тому же явное отсутствие в ГПВ-2025 авианосцев можно хоть как-то компенсировать постройкой 2−4 вертолётоносцев, способных хотя-бы выполнять боевые задачи в прибрежной зоне. С это точки зрения более крупная «Лавина» выглядит несколько предпочтительнее, да и в целом её большее сходство с «Мистралем», технологии постройки которого известны российским специалистам, может помочь снизить издержки на проектирование и строительство новых УДК, а также не заложить очередной «долгострой».

Автор: Леонид Нерсисян

Источник: ИА REGNUM

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры