Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 5.

В предыдущих частях было рассмотрено текущее состояние, строительство и модернизация надводных сил ВМФ России. Теперь рассмотрим состояние и перспективы подводных сил российского флота. 

Текущее состояние и концепция применения подводных сил ВМФ России.

В начале Холодной войны, ВМФ СССР оказался вынужден противостоять флотам США и их союзников, имевших на тот момент тотальное численное и качественное превосходство над советским флотом. В этих условиях СССР "сделал ставку" на развитие в первую очередь подводных лодок и создание различных образцов противокорабельного оружия, главным образом - противокорабельных крылатых ракет.  

На протяжении всей Холодной войны, в ВМФ СССР подводные лодки играли фактически ведущую роль в его концепции и служили главным средством достижения стоящих перед флотом задач. За годы Холодной войны советская военно-морская промышленность построила огромное количество субмарин самого разного назначения, осуществляя их строительство зачастую буквально конвейерным способом, в прямом смысле этого слова. В случае начала войны, советские субмарины должны были наносить ракетные удары по крупным корабельным группировкам вероятного противника, в первую очередь - американским авианосным ударным группам (АУГ), и прорвавшись в Атлантику, действовать на морских коммуникациях противника, атакуя американские конвои, доставлявшие войска и военную технику в Европу и т.д. 

На 1991 ВМФ СССР имел более 120 атомных подводных лодок и десятки дизельных, располагая наибольшим в мире подводным флотом. При этом в 1980-х был достигнут качественный прорыв в создании подводных лодок - имевшееся в 1960-70 годах отставание советских субмарин по уровню скрытности от подводных лодок ВМС США было не только полностью ликвидировано, но и было достигнуто определённое превосходство в данной сфере.

Распад Советского Союза привёл к катастрофическому снижению численности как надводных кораблей, так и подводных лодок ВМФ России и их уровня боеспособности. Происходило это в первую очередь из-за фатальной нехватки средств на содержание военно-морского флота, а также и по весьма объективным причинам - в начале 1990 годов из состава флота массового выводились уже устаревшие подводные лодки 1 и 2 поколения, построенные в 1960-70 годах. 

Стоит заметить, что продолжавший "работать по инерции" до середины 1990-х годов военно-промышленный комплекс и судостроительная промышленность сумели до 1995 года передать флоту множество современных субмарин. Так, в период с 1992 по 1995 год флоту было передано 5 многоцелевых атомных подводных (АПЛ) лодок пр. 971, 5 АПЛ с крылатыми ракетами пр.949А, 1 АПЛ проекта 671РТМК и 1 АПЛ проекта 945А. При этом часть уже заложенных подводных лодок проектов 971 и 949А осталась не достроенной. Подводные лодки данных проектов составляют основу подводных сил России в настоящий момент.

С учётом недостаточной численности современного надводного флота России и весьма малом количестве крупных боевых кораблей и медленном строительстве новых, подводные лодки, как и в ВМФ СССР продолжают оставаться "краеугольным камнем" мощи российского флота. В отличии от надводных кораблей подводные лодки обладают существенно большей боевой устойчивостью и высочайшей скрытностью. 

Уровень скрытности современных подводных лодок ВМФ России.

Нередко в СМИ можно услышать утверждения о том, что подводные лодки могут быть достаточно легко обнаружены при развитой системе противолодочной обороны противника, что является весьма большим преувеличением. Современные подводные лодки 3-го поколения достигли крайне низких значений уровня шумности. Согласно имеющимся в открытых источниках данных, шумность АПЛ 3го поколения на низких частотах составляет в среднем 120 Децибелл (Дб), а АПЛ 4 поколения - уже порядка 100 Дб. Для сравнения, шумность АПЛ 1 поколения составляла 140-160 Дб. Снижение уровня шумности на 20 Дб эквивалентно его уменьшению в 10 раз. Таким образом, по сравнению с подводными лодками первого поколения уровень шумности современных ПЛ снизился в 100-1000 раз.

В свою очередь, радикальное снижение шумности многократно уменьшает дальность и вероятность обнаружения подводных лодок пассивными гидроакустическими средствами (что является основным способом поиска ПЛ). Стоит заметить, что дальность и вероятность обнаружения подводных лодок зависит от десятков, если не сотен различных факторов, в зависимости акватории, в которой действует подводная лодка и от гидрологических условий в ней, которые при этом динамически изменяются.

Рассмотрим оценки расстояний, на которых могут обнаружены современные подводные лодки, исходя из опубликованных в открытых источниках данных и научных оценок специалистов. В условиях глубокого океана подводная лодка 3 поколения может быть обнаружена на расстоянии 30-40 километров в идеальных гидрологических условиях, вероятность наступления которых предельно мала. В более "реалистичных" условиях дальность обнаружения снижается до 10-20 километров, а при неблагоприятных - до 1-3. Подводные лодки 4 поколения даже в благоприятных условиях в условиях глубокого океана могут обнаружены на расстоянии не более 1 километра. 

В условиях мелководья подводные лодки 3 поколения могут быть обнаружены на расстоянии до 10 км в идеальных условиях и на расстоянии 1-3 при более реалистичной гидрологической обстановки в условиях работы гидроакустического комплекса и до 30 км и 5-10 км в идеальных и "реалистичных" условиях при использовании буксируемой антенны. Для подводных лодок 4 поколения дальность обнаружения на мелководье составляет не более 100-500 метров и не более 1 километра, даже в идеальных условиях, при обнаружении гидроакустической станцией и буксируемой гидроакустической антенной соответственно.  

В условиях Арктики в очень кратковременные периоды "затишья" даже подлодки 4 поколения могут обнаруживаться на расстоянии в 30-40 километров. Однако в типовых для Арктики гидрологических условиях, дальность обнаружения подлодок 3 поколения снижается до 1 километра. Подводные лодки 4 поколения при этом становятся и вовсе практически не обнаруживаемыми.

Стоит заметить, что вышеуказанные оценки относятся к ситуации обнаружения подводных лодок при помощи гидроакустических комплексов (ГАК) и буксируемых антенн подводных лодок. Для корабельных гидроакустических комплексов, работающих в пассивном режиме дистанция обнаружения подводных лодок меньше, из-за высокого уровня шума, создаваемого кораблём. Для выставляемых противолодочными самолётами и вертолётами пассивных гидроакустических буев дальность по сравнению с ГАК подводных лодок многократно меньше. 

При работе ГАК в активном режиме (на подводных лодках практически не применяется в режиме поиска цели, т.к. сразу же демаскирует лодку), дальность обнаружения более высокая, чем в пассивном режиме, но также крайне сильно зависит от гидрологических условий. 

Таким образом, задача обнаружения подводных лодок даже 3 поколения, которые на текущий момент составляют основу подводных сил ВМФ России, является предельно сложной. Относительно "уверенно" можно создать эффективные противолодочные рубежи лишь вокруг крупных корабельных соединений, на расстояниях, затрудняющих выход подводных лодок в торпедную атаку. 

Массированное развёртывание подводных лодок способно в случае конфликта создать значительную угрозу кораблям и коммуникациям противника, а также "сковать" большие силы противника. При этом для дальнейшего сохранения и наращивания боевых возможностей подводных сил ВМФ России в будущем, необходимо массовое строительство АПЛ 4 поколения и перспективных дизель-электрических подводных лодок.   

Текущий состав подводных сил ВМФ России.

В настоящий момент в ВМФ России числятся следующие типы подводных лодок:

  • 3 Ракетных Подводных Крейсера Стратегического Назначения проекта (РПК СН) 667БДР "Кальмар" (все в составе Тихоокеанского флота).
  • 7 РПК СН проекта 667 БДРМ "Дельфин" (все в составе Северного флота).
  • 3 новейших РПК СН пр. 955 "Борей" (1 - в составе Северного флота, 2 - в составе Тихоокеанского).
  • 1 РПК СН проекта 941 (в составе Северного флота)
  • 3 многоцелевых атомных подводных лодки проекта 671 РТМК (все в составе Северного флота)
  • 3 многоцелевая АПЛ проекта 945/945А (все в составе Северного флота)
  • 11 многоцелевых АПЛ проекта 971 (6 в составе Северного флота, 5 в составе Тихоокеанского)
  • 8 АПЛ с крылатыми ракетами проекта 949А (3 в составе Северного флота, 5 - в составе Тихоокеанского).
  • 1 новейшая многоцелевая подводная лодка 4 поколения проекта 885 "Ясень".
  • 16 дизельных подводных лодок проекта 877 (7 - в составе Северного флота, 6 - в составе Тихоокеанского флота, 2 - в составе Балтийского флота, 1 - в составе Черноморского флота).
  • 6 новейший дизельных подводных лодок проекта 636 (все в составе Черноморского флота)
  • 1 подводная лодка проекта 677 (в составе Северного флота, проходит опытную эксплуатацию).

На текущий момент Россия располагает третьим по подводным флотом с учётом общего количества числящихся в его составе субмарин, и занимает второе место в мире по количеству атомных подводных лодок. 

За последние годы подводные силы ВМФ России существенно увеличили активность в Мировом океане. Согласно неоднократным заявлениям представителей ВМС различных стран НАТО уровень активности российских подводных максимально приблизился к тому уровню, который демонстрировали советские подводные лодки во времена Холодной войны. Согласно заявлению Главнокомандующего ВМФ России,  адмирала Владимира Королёва, сделанного в марте 2017 года на церемонии спуска на воду новейшей атомной подводной лодки проекта 885М "Казань" в марте 2017 года, за 2016 год российские подводные лодки суммарно провели в море свыше 3000 часов, что по словам адмирала является "отличным показателем".

Вместе с тем подводный флот ВМФ России испытывает и целый ряд серьёзных проблем, в частности низкий уровень боеспособности боеспособности части подводных лодок. К примеру, из 5 многоцелевых АПЛ пр.971, числящихся в составе Тихоокеанского флота, лишь одна (!) является боеспособной, остальные же находятся в длительном ремонте на судоремонтных заводах. В целом состояние Тихоокеанского флота, в отличие от Северного, как в плане численности надводных, так и подводных сил является наиболее плачевным.

На текущий момент на поддержание и обновление боевого состава подводного флота, путём строительства новых и модернизации существующих подводных лодок, выделяются значительные средства. Насколько успешно реализуются программы строительства новых субмарин и модернизация существующих будет рассмотрено в следующей части.

Павел Румянцев