Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ВМФ России. Состояние и перспективы. Часть 8.

Состояние и перспективы многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ России (продолжение).

Помимо рассмотренной в предыдущей части модернизации имеющихся многоцелевых АПЛ, для ВМФ России ведётся активное строительство новых АПЛ - проекта 885 "Ясень". 

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Подводные лодки проекта 885 "Ясень" являются многоцелевыми АПЛ 4 поколения и в будущем должны составить основу многоцелевых АПЛ российского флота. Первая подводная лодка данного проекта - К-560  "Северодвинск" была заложена ещё в 1993 году, однако уже в 1996 году все работы по строительству подлодки были остановлены. Когда к вопросу строительства "Северодвинска" вновь вернулись в начале двухтысячных годов, выяснилось, что многие системы субмарины, которые планировалось установить изначально, уже морально устарели, поэтому проект пришлось существенно перерабатывать под новые реалии. Кроме того, к тому моменту были уже полностью разрушены многие производственные связи с различными предприятиями-смежниками, которые после распада СССР оказались в других государствах и одновременно пришлось решать вопросы импортозамещения. 

В связи с вышеуказанными причинами, реальное строительство "Северодвинска" началось только в 2004 году, а принципиальное отличии "архитектуры" данной подлодки от всех предшествующих подводных лодок советского и российского ВМФ, высочайшая сложность, применение новейших систем вооружения, новых гидроакустических и радиотехнических комплексов обусловили весьма длительный период строительства. В середине 2010 года "Северодвинск" был спущен на воду, с 2011 года проводились различные испытания лодки, и, наконец, 17 июня 2014 года "Северодвинск" был зачислен в состав ВМФ России, став первой и пока что единственной многоцелевой АПЛ 4 поколения российского флота.

В 2009 году была заложена многоцелевая АПЛ "Казань" по уже усовершенствованному проекту 885М "Ясень-М", с более совершенным оборудованием, ещё более оптимизированными для достижения сверхнизкого уровня шумности и рядом других улучшений по сравнению с головной АПЛ проекта 885 "Северодвинск". С середины 2013 по конец 2017 года было заложено ещё 5 субмарин данного проекта - "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск". "Казань" была спущена на воду в в конце марта 2017 года и в настоящий момент проходит испытания. Передача флоту "Казани" ожидается в 2019 году. На текущий момент ожидается, что строительство всей серии подводных лодок проекта 885 завершится в 2023 году.  

Как уже было сказано, конструктивно подлодки проекта 885 "Ясень" кардинально отличаются от всех предыдущих советских и российских подлодок. Традиционно все советские подлодки строились по т.н. двухкорпусной схеме, т.е. состояли из двух корпусов - прочного, образующего силовой каркас подлодки, и внешнего лёгкого корпуса, а в промежутке между корпусами находятся балластные цистерны. Такая схема, как считается, обеспечивает субмарине большую боевую живучесть, за счёт большего запаса плавучести. Вместе с тем, такая схема не позволяет снизить уровень шумности меньше определённых пределов, т.к. лёгкий корпус играет роль своеобразного резонатора, что усиливает шумность подлодки. На американских атомных подлодках всегда применялась однокорпусная схема, при которой лодка имеет только один прочный корпус. 

На "Ясенях" используется "компромиссная" т.н. полуторакорпусная схема, при которой лёгкий корпус "накрывает" прочный лишь частично, в наиболее важных частях. В данном случае лёгкий корпус присутствует только в носовой части и в районе ракетного отсека. Это стало одним из важнейших факторов, позволивших снизить шумность субмарины. Как и на российских усовершенствованных подлодках третьего поколения, в конструкции лодки используются конструктивные элементы активного шумоподавления, в частности всё оборудование закреплено на специальных изолированных вибропоглощающих каркасах. 

Другим новшеством "архитектуры", применённой на "Ясене" стало изменение расположения торпедных аппаратов. Если на советских субмаринах торпедные аппараты размещались в носовой части корпуса прямолинейно, то на "Ясене" торпедные аппараты имеют "традиционное" для американских субмарин расположение - в средней части корпуса, под углом к его продольной оси. Такое размещение торпедных аппаратов позволяет полностью "освободить" носовую часть лодки и разместить сферическую антенну гидроакустического комплекса максимально возможного диаметра, что позволяет повысить характеристики гидроакустического комплекса. В то же время, такое расположение торпедных аппаратов налагает (в отличии от размещения их в носовой части) ограничения по максимальной скорости подлодки, при которой возможен пуск торпеды.  Количество торпедных аппаратов на "Ясене" составляет 10 единиц, все калибром 533-мм. Боезапас составляет 30 торпед или ракето-торпед. 

Дополнительным и немаловажным фактором достижения высокой акустической скрытности на "Ясене" является усовершенствованный реактор с высоким уровнем естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет обеспечить достаточно высокую скорость движения субмарины без работы циркуляционных насосов, которые являются одним из главных факторов, снижающих акустическую скрытность лодки, т.к. создают достаточно большой шум во время работы. Для скрытного движения на малых скоростях подлодки проекта 885 дополнительно имеют электромоторы. 

Использование вышеуказанных мер позволило не только радикально снизить скорость движения на малых скоростях, но и обеспечить возможность практически бесшумного хода на скоростях до 20-25 узлов (по разным оценкам), что в свою очередь обеспечивает лодке огромные тактические преимущества. 

По уровню скрытности подводные лодки проекта 885 соответствуют всем требованиям, предъявляемым к АПЛ 4 поколения и находятся по этому показателю на уровне новейших зарубежных многоцелевых АПЛ данного поколения - американских АПЛ классов "Си Вулф" и "Вирджиния", а также британских класса "Астьют". Реализованные на "Ясене" меры по снижению шумности позволяют обнаружить субмарину пассивными гидроакустическими средствами только на предельно близких дистанциях, исчисляемых сотнями метром в большинстве  гидрологических условий.  

Однако, в отличии от зарубежных АПЛ 4 поколения, подводные лодки проекта 885 гораздо более многофункциональны, т.к. помимо торпедных аппаратов несут и мощное ракетное вооружение.

В средней части "Ясеня" расположен ракетный отсек, состоящий из 4 универсальных корабельных стрельбовых комплексов (УКСК)  3С14 по 8 ячеек в каждом. "Штатное" ракетное вооружение "Ясеня" - 32 сверхзвуковые ПКР П-800 "Оникс". Собственно, единственная на данный момент подводная лодки данного проекта в составе ВМФ России, К-560 "Северодвинск" является фактически основным "морским" носителем ПКР "Оникс". Кроме "Северодвинска" морскими носителями "Ониксов" (как предполагается) являются проходящий государственные испытания новейший фрегат "Адмирал Горшков" и находящаяся в опытной эксплуатации дизельная подводная лодка проекта 677 "Санкт-Петербург".  Вместо "Ониксов" в пусковых ячейках УВП "Ясеня" могут размещаться и крылатые ракеты семейства "Калибр" - крылатые ракеты 3М14 и ПКР 3М54 "Бирюза".

Характеристики подводных лодок проекта 885 делают их смертельно опасным противником даже для мощнейших крупных корабельных соединений, таких как авианосные ударные группировки. Сверхнизкий уровень шумности и возможность малошумного хода на большой скорости позволяют без труда преодолевать рубежи противолодочной обороны и подобраться к вражескому корабельному соединению на дальность, при которой возможно обнаружение надводных кораблей и выдача целеуказания для противокорабельных ракет собственными гидроакустическими средствами, что позволяет также нанести и массированный ракетный удар с "кинжальной" по современным меркам дистанции. А благодаря успешному развёртыванию группировки спутников новой системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) "Лиана", в эксплуатацию, "Ясени" будут иметь возможность осуществления залпа ПКР на максимальную дальность полёта. По различных косвенным свидетельствам, дальность полёта ПКР "Оникс" в версии для ВМФ России составляет не менее 500 километров и есть все основания полагать, что эта дальность может быть и больше. При стрельбе ПКР на максимальную дальность "Ясень" будет находится далеко за пределами рубежей ПЛО противника.

Учитывая высочайшие характеристики ПКР "Оникс" (сверхзвуковую скорость на всех участках полёта (2М - на низковысотной траектории, 2.5М - на высотной), крайне совершенную головку самонаведения последнего поколения с огромной помехозащищённостью, возможностью поиска цели по излучению радиоэлектронных средств и т.д., обмен информацией и целераспределение между ракетами в залпе, возможность выполнения противозенитных маневров с перегрузками до 20G), залп из 32 таких ракет имеет очень высокие шансы на преодоление даже перспективных корабельных средств ПВО. И даже одна субмарина проекта 885 способна сковать крупные военно-морские группировки противника. В будущем не исключено и оснащение "Ясеней" перспективными гиперзвуковыми ПКР "Циркон".

В будущем, после завершения строительства заложенных субмарин данного проекта, "Ясени" очевидно станут "ядром" группировки многоцелевых АПЛ российского флота, на порядок повысив возможности российских подводных сил.  

Будет ли в следующем десятилетии вестись строительство новых "Ясеней" неизвестно. Но скорее всего, после ввода в строй крайней АПЛ проекта 885 - "Ульяновск", для ВМФ России будут строится перспективные подлодки уже 5 поколения проекта "Хаски". 

Павел Румянцев