Автономный обитаемый подводный аппарат нового поколения

Одним из первых подводных технических средств для выполнения подводно-технических, поисковых и аварийно-спасательных работ под водой стали обитаемые подводные аппараты (ОПА), по сути миниатюрные подводные лодки. Такой аппарат полностью автономен, имеет собственную энергетическую установку.

Управляет аппаратом пилот, находящийся внутри аппарата. Из отечественных наиболее известны глубоководные аппараты «Мир1» и «Мир-2». В ВМФ России ОПА широко применялись в качестве рабочих (пр. 1839 и 18392 – все выведены из состава ВМФ и списаны) и применяются в качестве спасательных (пр. 1837, 1855 и 18270).

Большинство ОПА, существовавших до недавнего времени, имели довольно значительные массогабаритные характеристики, в частности массу до 50 т. При этом энерговооружённость этих аппаратов и время непрерывного нахождения их на глубине невелики. Однако прогресс не стоит на месте, и в середине текущего десятилетия специалистами канадской компании Nuytco Research Ltd. создан компактный АОПА (автономный обитаемый подводный аппарат) DeepWorker (DW), обладающий весьма выдающимися техническими характеристиками несмотря на небольшую массу – от 2 до 3 т. Это стало возможным прежде всего за счёт применения современных аккумуляторных батарей большой ёмкости и мощности, эффективных движителей постоянного тока, а также современных конструкционных материалов. При проектировании аппарата компания Nuytco Research уделяла особое значение эффективности использования, удобству управления, безопасности применения и простоте технического обслуживания. ООО «Дайвтехно­сервис» является эксклюзивным официальным представителем компании Nuytco Research Ltd. на территории России.

АОПА DeepWorker способен выполнять не только поиск и обследование подводных объектов, но и работы на них. Для этого на аппарате устанавливается различное навесное оборудование, применяемое для подводно-технических работ: мощные многофункциональные манипуляторы (рабочий с 6 степенями свободы, предназначенный для выполнения тонких точных операций на объекте, и фиксирующий с 4 степенями свободы и схватом, обеспечивающим крепление за конструкции объекта и удержание АОПА в необходимом для работы положении, а также выполнение грузоподъёмных операций), многолучевой эхолот, профилограф, датчики мониторинга окружающей среды, оборудование для инспектирования протяжённых коммуникаций, приборы неразрушающего контроля (толщинометры, датчики катодного потенциала и др.), пилы, резаки и т. п. Многими функциями АОПА DeepWorker пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами аппарата.

Благодаря сферической форме купола обзор пилоту в переднем секторе вполне достаточен для управления навесным оборудованием и ориентации в пространстве. Для детализации обзора в носу на раме аппарата установлена широкоугольная видеокамера. Подобные видеокамеры могут устанавливаться на различных местах корпуса для обеспечения обзора практически в любом секторе. Вывод изображений от ТВ-камер осуществляется на дисплей, располагающийся перед пилотом, как поочерёдно от каждой камеры, так и одновременно от нескольких камер.

Погружение на рабочую глубину (600–1000 м) занимает 20–30 мин. Такое же время занимает всплытие. Кроме того, аппарат оснащается системой стабилизации отстояния от грунта.

Связь с обеспечивающим судном производится при помощи гидроакустической станции звукоподводной связи в подводном положении и при помощи УКВ-радиостанции в надводном положении.

В кабине пилота поддерживается нормальное атмосферное давление, поэтому декомпрессия после работы под водой не требуется. Для обеспечения жизнедеятельности пилота в автоматическом режиме поддерживается оптимальный состав газовой среды в прочном корпусе. Основная система жизнеобеспечения имеет двойное резервирование.

В аварийной ситуации пилот может сбросить балластный груз или, в крайнем случае, блоки аккумуляторных батарей и опорную раму с навесным оборудованием. Все основные узлы аппарата имеют простой доступ, благодаря чему техническое обслуживание и ремонт не вызывают затруднений.

Размещение DeepWorker на палубе судна не требует большого пространства. Крепление аппарата к палубе осуществляется оттяжками (талрепами) за его раму. Еще одно важное преимущество аппарата DeepWorker – его мобильность. Благодаря относительно небольшому весу и габаритам аппарат может без проблем перевозиться любым видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным (на внешней подвеске вертолётов типа Ка-27, КА-32, Ка-62, Ми-8, Ми-14, Ми-26, Ми-38) и в морском 20-футовом контейнере.

Существует версия АОПА Dual DeepWorker, рассчитанная на двух пилотов. Эта комплектация аппарата предназначена как для выполнения основных, наиболее сложных задач, так и для учебных целей. АОПА Dual DeepWorker оснащается двумя комплектами органов управления. По сути это два одноместных аппарата, соединённых параллельно. Все элементы конструкции одиночного аппарата оставлены без изменений. В двухместном варианте увеличивается эффективность использования аппарата.

Все вышеперечисленные достоинства аппаратов DW, а также опыт их использования в интересах ВМС США и Канады, позволяют сделать вывод о перспективности использования аппаратов в поисково-спасательном обеспечении ВМФ, при выполнении сложных спасательных операций подразделениями МЧС, управлениями АСПТР и бассейновыми аварийно-спасательными управлениями Министерства транспорта России при освоении континентального шельфа России.   

АОПА Dual DeepWorker может эффективно использоваться для океанографических, геологических и археологических изысканий, геологоразведочных, поисковых и аварийно-спасательных работ, экологического мониторинга водной среды и инспектирования коммуникаций.

Современные малогабаритные АОПА имеют значительные перспективы использования в качестве эффективного средства выполнения широкого спектра работ на глубинах до 1000 м, являясь серьёз­ной альтернативой применяемым в настоящее время телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам (ТНПА) обследовательского класса, рабочим телеуправляемым аппаратам (РТПА) лёгкого рабочего класса и жёстким водолазным скафандрам (ЖВС) HS-1200/2000, являющимся «привязными» – связанными с поверхностью кабель-тросом. Общий недостаток ТНПА, РТПА и ЖВС – необходимость наличия судна-носителя, оснащённого системой динамического позиционирования. Не стоит забывать о том, что кабель-трос ТНПА, РТПА или ЖВС может запутаться и даже оборваться при выполнении работ в сложных условиях или из-за недостаточной подготовки пилота ЖВС (оператора ТНПА).

При этом необходимо подчеркнуть, что вопросы практического применения АОПА особенно актуальны для России с её большой территорией и огромными водными пространствами.

По состоянию на начало 2012 года изготовлено 24 аппарата DeepWorker. Их общая наработка составляет около 13 000 часов, больше половины из которых проведено на глубинах от 300 м. За время работ не было зафиксиро­вано ни одного аварийного случая или происшествия.

ООО «Дайвтехносервис» готово выполнить поставку АОПА DeepWorker и Dual DeepWorker в необходимой для заказчика комплектации и с поддержанием официальной гарантии изготовителя аппаратов. По окончании гарантийного срока осуществляется послегарантийное техническое обслуживание (авторский надзор). Следует отметить, что специалисты ООО «Дайвтехносервис» принимают активное участие в организации и проведении подготовки экипажей АОПА.

199155, Россия, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д. 18, корп. 2, лит. А
Тел.: +7 (812) 350-95-44, 498-88-99, 323-90-34
E-mail: office@diveservice.ru, http://www.diveservice.ru

Партнеры