Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Флот будущего строится и оснащается сегодня

Корветы ближние и дальние

ВМФ России увеличивает заказ на перспективные корветы (по старой классификации – сторожевые корабли) проекта 22160 как минимум до 12 единиц, сообщает «Лента.ру» со ссылкой на «источники в оборонно-промышленном комплексе». Корабли нового поколения будут служить на Северном и Черноморском флотах, а строить их будет зеленодольский судостроительный завод (Татарстан), где уже в феврале 2014 года был заложен головной корабль проекта.

Официально причиной увеличения заказа на новые корветы стала «острая нехватка современных кораблей дальней морской зоны» в составе ВМФ РФ. «Строящиеся сегодня корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» и их модернизированного варианта 20385 имеют недостаточную­ дальность плавания и автономность. При избы­точном для кораблей данного класса вооружении и количестве нового оборудования это удорожает проект и затягивает его освоение»,– отмечает источник.

Стоит отдельно отметить, что тем самым петербургские судоверфи продолжают терять заказы – ведь именно здесь ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» строил корветы серии. Кроме того, строить корабли данной серии, как для нужд ВМФ России, так и на экспорт, может и расположенное тут же ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». Напомним, что корветы типа «Стерегущий» предназначены не только для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, но и для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и на базах. Могут они также патрулировать зоны ответственности, например с целью блокады.

По всей видимости, злую шутку с петербургскими верфями сыграли не только лоббисты ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» (входящего в Холдинговую компанию «Ак Барс»), но также некоторые изменения в военной доктрине и концепция применения военно-морских сил РФ. Впрочем, о «региональном лоббизме» в чистом виде говорить, конечно, не приходится. Так, разработчиком проекта 22160 является петербургское же ОАО «Северное ПКБ» (проекты 20380 и 20385 разработаны на петербургском ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»).

Новые корветы зеленодольской постройки предназначены для операций в дальней морской и океанской зонах, дальность их плавания – около 6000 миль, автономность по запасам – 60 суток против 3500 миль и 15 суток у корвета проекта 20380. Предположительно, новый корвет в стандартной комплектации будет оснащён 57-мм пушкой, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), позволяющим применять ракеты «Калибр» и «Оникс».

Кто выйдет в открытое море?

Пожалуй, самым сложным вопросом современного российского ВМФ остаётся создание корабельных группировок, способных действовать в океанской зоне. Как уже говорилось, сейчас даже количество кораблей, которые могут решать боевые задачи в «дальней морской» зоне, невелико, не говоря уже о тех, что реально способны действовать на значительном удалении от своих баз. Специалисты считают, что из имеющихся надводных кораблей в океанской зоне сегодня могут работать только авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», три ракетных крейсера проекта 1164 «Атлант» («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») и девять больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 11551 «Фрегат»­.

Причём стоит подчеркнуть, что новые авианосцы Россия строить пока не собирается, а существующему предстоят капитальный ремонт и модернизация. Собирается в док завода «Севмаш» и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проек­та 11442 «Орлан», в настоящее время он уже выведен из боевого состава флота. Работы должны завершиться в 2018 году, и сразу же на модернизацию встанет его «близнец» «Пётр Великий».

Большие надежды в вопросе «освоения» океанской зоны возлагаются руководством ВМФ на программу «Лидер», в рамках которой планируется строительство перспективных эсминцев, оснащённых современным радиоэлектронным оборудованием и во­оружением. Впрочем, по экспертным оценкам, строительство головного эсминца проекта стартует не ранее 2016–2017 года, а в состав ВМФ он войдёт лишь в начале 2020-х.

А как развивается ситуация с подводным флотом? «В период до 2020 года для российского ВМФ должно быть модернизировано свыше десяти АПЛ проектов 971, 945, 949»,– сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова. В частности, срок службы атомных многоцелевых подводных лодок проектов 971 «Леопард» и 945 «Карп» будет увеличен «почти вдвое». Увы, специалисты довольно скептически относятся к такому увеличению срока службы этой АПЛ, поскольку «Карп» был заложен еще в 1979-м, и в 2017 году ему исполнится ни много ни мало 33 года. Под вопросом остаётся и серийное производство многоцелевых подводных лодок проекта 885 «Ясень»: головной «Северодвинск» строился 19 лет и в результате был принят лишь в опытовую эксплуатацию.

Вместо Балтики – в Крым

Неожиданные для большинства (включая командование ВМФ) гео­политические перемены вызвали лихорадочную перетасовку кораблей по флотам. Так, только что спущенный на воду на Ярославском судостроительном заводе десантный корабль проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков» может быть направлен для несения боевого дежурства в Крым. Напомним, что ранее его планировалось ввести в состав Балтийского флота. Всего было заказано три таких корабля: первый («Денис Давыдов») вошёл в состав Каспийской флотилии, последний («Мичман Лермонтов») также уйдёт на Чёрное море, сообщает РБК со ссылкой на «источник в штабе ВМФ».

Десантные катера проекта 21820 не имеют аналогов в мире, они предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье личного состава, колёсной и гусеничной боевой техники. Высокая скорость (до 90 км/ч) обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями. Корабли могут эффективно использоваться в шторм (при высоте волны до 3,5 м).

Также в конце марта 2014 года Минобороны РФ приняло решение о создании в Севастополе базы подводного флота: новые АПЛ проекта 636.3 «Варшавянка» будут базироваться не в Новороссийске, как предполагалось ранее, а в Крыму. Стоит отметить, что такие корабли только в составе российского ВМФ новинка, а на экспорт они поставлялись уже довольно давно. Первые две АПЛ, «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», спустят на воду в мае – июне 2014 года, а «Старый Оскол» и «Краснодар» – чуть позже.

Сердце и мозг корабля

В рамках импортозамещения рыбинское НПО «Сатурн» получило заказ на изготовление газотурбинных установок для кораблей ВМФ России. Как сообщает «Интерфакс», со ссылкой на генерального конструктора предприятия Юрия Шмотина, речь идёт о турбинных установках М70 и М75. Они предназначены как для кораблей военно-морского флота, так и для гражданских судов, морских и приморских нефтегазовых объектов.

Итак, в настоящее время специалисты НПО «Сатурн» совместно с КБ «Алмаз» активно работают по тематике двигателей для десантных кораблей на воздушной подушке, а также по другим направлениям. Дело в том, что до крымской кампании газотурбинные двигатели для кораблей российского флота серийно произ­водились только на Украине.

Вообще, крымская кампания и связанные с ней международные санкции обнажили ряд серьёзнейших проблем в системе безопасности и обороноспособности России. Впрочем, специалисты говорили об этих «скользких вопросах» давно – и только сейчас их слова услышали. И дело тут в зарубежном производстве не только двигателей – «сердца корабля», но, в первую очередь, «мозга корабля» – сложной электроники, входящей в состав навигационного оборудования и средств связи, систем наведения и т. д. Да что говорить: даже на 100% российская спутниковая система ГЛОНАСС, как показала практика, попросту не может функционировать автономно от американской GPS.

Подобные вопросы обсуждались и в рамках IX Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления», состоявшейся 7–11 апреля 2014 года в Красной поляне (Сочи).

Напомним, что конференция была посвящена робототехнике, мультиагентным системам, высокоточным системам управления, навигации и обработки информации. Разумеется, рассматривались и возможности подобных разработок в интересах вооружения, военной и специальной техники, продукции двойного назначения, решения задач обеспечения правопорядка и общественной безопасности, борьбы с терроризмом, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На конференции были также представлены два доклада, посвящённые созданию морских глайдеров. Это новый тип автономных необитаемых подводных аппаратов (робототехнических систем), перемещающихся с минимальным потреблением энергии, в основном посредством управления плавучестью. Скорость перемещения этих объектов мала, но зато глайдер способен перемещаться на большие расстояния и при этом обладает низким уровнем шума и вообще минимальной заметностью. Большое внимание специалисты уделяют также универсальным и многофункциональным комплексам (благодаря их модульной компоновке).

Подобные проекты важны, в первую очередь, своей инновационностью. Ведь, в конечном счёте, выигрывают гонку вооружений не те, кто производит в большом количестве традиционное оружие, а страны, имеющие высокий научно-технический потенциал и способные воплотить его в конкретных разработках.

Владимир Смирнов

Партнеры