Направления обеспечения снижения стоимости создания вооружения за счёт развития военно-технического сотрудничества

Создание вооружения на экспорт и для отечественных Вооружённых Сил осуществляется в рамках общей научно-производственной базы Российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Эти два процесса тесно взаимоувязаны на всех уровнях кооперации. Взаимное влияние может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Отрицательное влияние снижается путём ввода системы ограничений, лицензирования, администрирования и т. п.

Положительный эффект состоит в расширении и развитии производства, увеличении количества рабочих мест, росте прибыли и повышении рентабельности, увеличении серийности, снижении себестоимости продукции, повышении инвестиционной привлекательности ОПК, перераспределении затрат на НИОКР и др. Для развития указанных преимуществ необходим детальный анализ по разным показателям взаимного влияния применительно к специфическим условиям создания различных видов вооружения.

В настоящей статье рассмотрено влияние развития военно-технического сотрудничества на стоимость создания вооружения и намечены направления обеспечения её снижения на примере кораблестроения.

Проведённый анализ производственно-технологических факторов показал, что стоимость создания корабля конкретного проекта определяется, в первую очередь, существующей на предприятии технологией, загрузкой производства и серийностью. Все три указанных фактора зависят от объёмов поставок предприятием оборонной продукции на экспорт.

В отличие от загрузки производства и серийности, влияние экспорта на уровень технологической оснащённости предприятия менее очевидно. Эта зависимость не поддаётся относительно точному расчёту, но механизм взаимосвязи несложно сформулировать:

1. Уровень производственно-технологической базы определяется объёмом средств, направляемых на развитие производства. Технологическое отставание отечественных предприятий является главной проблемой создания современного вооружения. В частности, удельная трудоёмкость на отечественных судостроительных заводах в несколько раз выше, чем на верфях передовых зарубежных стран. Это является следствием 20-летнего периода низкой инвестиционной активности. Коэффициент обновления основных фондов в среднем по промышленности составляет около 3 %, что по меньшей мере в 2 раза ниже уровня простого воспроизводства (рис. 1).

2. Основным источником инвестиций в производство являются собственные средства (рис. 2). Объём собственных средств, направляемых на развитие производства, определяется размерами прибыли. Экспортные контракты оборонных предприятий, как правило, увеличивают и объём прибыли, и рентабельность производства.

3. Экспортные контракты увеличивают инвестиционную привлекательность предприятий, повышают возможность привлечения кредитных ресурсов, что также может быть использовано в интересах развития производства.

4. Участие в военно-техническом сотрудничестве выводит предприятия отечественного ОПК на мировой рынок вооружения – в условиях конкуренции с ведущими производителями, что стимулирует их к совершенствованию производственно-технологической базы.

Влияние экспорта на уровень технологической оснащённости предприятия относится к системным факторам, которые проявляются лишь в результате достаточного длительного целевого воздействия. Следовательно, для развития данного направления целесообразно:

– стремиться концентрировать оборонное производство и экспортные заказы на одних и тех же предприятиях, обеспечивая их относительную стабильность в длительном временном периоде;

– рассматривать эффективное участие в реализации экспортных контрактов в качестве преимущества при размещении государственного оборонного заказа (ГОЗ) и наоборот;

– рассматривать наличие и результаты реализации инвестиционных программ в развитие производства в качестве преимущества при размещении ГОЗ и экспортных контрактов;

– шире использовать методы программного планирования при согласованном развитии оборонного производства в интересах ГОЗ и на экспорт.

В отличие от развития технологической оснащённости, рост загрузки производства оказывает положительное влияние в том же временном периоде. Однако влияние роста загрузки производства, вследствие размещения на предприятии экспортных контрактов, положительно сказывается только на выполняемых в этот же период заказах, в том числе для отечественных вооружённых cил.

Рост загрузки производства за счёт расширения экспортных контрактов возможен лишь в случае недогрузки предприятий. В настоящее время общая загрузка имеющихся мощностей отечественной судостроительной промышленности в среднем составляет около 30 %. В связи с этим проблема повышения загрузки предприятий ОПК является весьма актуальной.

Механизм положительного влияния роста загрузки производства на снижение себестоимости основан на снижении доли накладных расходов и других постоянных затрат предприятий, относимых на строящиеся на предприятии корабли. Причём этот эффект в равной степени распространяется как на корабли, создаваемые в рамках ГОЗ, так и на экспортные заказы.

При полной загрузке судостроительного завода (ССЗ) все накладные расходы и другие постоянные затраты распределяются на максимальное возможное количество одновременно строящихся ко­раблей или судов. При снижении загрузки предприятия доля постоянных затрат, относимая на себестоимость каждого корабля, будет возрастать, что приводит к удорожанию (рис. 3). Наоборот, при увеличении темпа выпуска за счёт экспортных заказов загрузка предприятия будет увеличиваться, а себестоимость постройки кораблей – снижаться.

Как видно из представленных результатов расчётов, влияние перераспределения затрат сильнее проявляется при низкой загрузке предприятия. Например, при общей загрузке предприятия на уровне 60 % от паспортной мощности доля постоянных затрат в собственных издержках при строительстве корабля составляет около 40 %. В этих условиях увеличение темпа сдачи кораблей за счёт экспортных заказов с одного корабля в два года до одного корабля в год может обеспечить снижение себестоимости собственных работ ССЗ больше чем на 15 %. При снижении загрузки предприятия доля постоянных затрат в издержках предприятия и влияние перераспределения постоянных затрат будут возрастать.

Таким образом, увеличение загрузки производства является наиболее действенным фактором экономической эффективности экспорта. Но чтобы этот эффект мог проявляться, целесообразно:

– осуществлять согласование формирования программ экспорта с Государственной программой вооружения (ГПВ);

– проводить эффективное размещение заказов по предприятиям.

Механизм снижения стоимости кораблей за счёт увеличения серийности при экспортных поставках наиболее трудно реализуем. Это связано с тем, что необходимо не только согласовывать ГПВ и экспортные поставки в долгосрочном периоде, не только размещать заказы, выполняемые в рамках ГОЗ и экспорта, на одном предприятии, но и максимально унифицировать отечественную и экспортную модификации строящихся кораблей.

Когда экспортные и отечественные корабли будут строиться в рамках одного (базового) проекта, на одном ССЗ, чередуясь по срокам сдачи, это даст обоюдный эффект снижения общей стоимости всех кораблей в серии, в части поставляемых для каждого заказчика.

Известно, что первые корабли в серии существенно дороже. Создание головного корабля связано с затратами на НИОКР и подготовку производства, сопоставимыми со стоимостью самого корабля. Для последующих кораблей стоимость постройки постепенно снижается, по мере освоения производства – до серийно освоенного корабля. При снижении объёма серии вырастает доля более дорогих (первых в серии) кораблей, что приводит к росту средней стоимости корабля в серии.

Снижение средней стоимости корабля в серии при увеличении серийности представлено на рис. 4. При учёте условного равномерного распределения на каждый корабль затрат по НИОКР этот эффект будет ещё выше.

Экономический эффект для отечественного ВМФ будет зависеть от степени унификации кораблей и области пересечения программ, т. е. от количества кораблей на экспорт, построенных до серийно освоенного корабля. Указанный эффект проявляется и на уровне контрагентских поставок.

Таким образом, проведённый анализ показал возможность существенного снижения стоимости создания вооружения за счёт развития военно-технического сотрудничества. Однако рассмотренные механизмы снижения стоимости кораблей, создаваемых в рамках ГОЗ, за счёт одновременного осуществления экспортных поставок, могут быть реализованы лишь при наличии согласованного планирования и политики эффективного размещения заказов, а также системы иных мер активной государственной поддержки.

Александр Фомин, канд. техн. наук

Партнеры