Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Проблемы измерения гидроакустических характеристик морских объектов

В современных условиях подводные лодки (ПЛ) ВМФ остаются ударной силой флота. Наиболее актуальной является задача создания ПЛ, обладающих предельно низкими уровнями шумности, и поддержания их высокой скрытности. В последние годы получили развитие методы поиска и обнаружения ПЛ по их химическому, радиационному, гидродинамическому, тепловому следу, однако важнейшим демаскирующим и классификационным признаком корабля является его гидроакустическое поле.

Во ФГУП «ВНИИФТРИ» разработаны принципиально новые помехоустойчивые методы, созданы измерительные комплексы для контроля параметров гидроакустических полей кораблей. Одним из таких измерительных комплексов, разработанных во ФГУП «ВНИИФТРИ», является измерительный гидроакустический комплекс нового поколения СГАС-496Э [1].

Важным аспектом проблемы измерения гидроакустических характеристик морских объектов является также задача поиска и выявления источников повышенного шумоизлучения на ходовых режимах. Для её решения в состав комплекса СГАС-496Э входит уникальная система поиска и выявления источников повышенной шумности (рис. 1). Система осуществляет регистрацию сигналов подводного шума и вибраций механизмов и корпусных конструкций корабля в единой шкале времени на независимых регистраторах на ходовых режимах измеряемого объекта, что обеспечивает при дальнейшей обработке сведение записей сигналов подводного шума и вибраций с точностью до фазы и использование методов когерентной обработки сигналов [2].

Для этого в состав аппаратуры входят аналого-цифровые магнитофоны, виброизмерительный комплект (рис. 2), система синхронизации и поддержания единой шкалы времени, комплекс обработки данных, реализующий оригинальные методы и алгоритмы обработки информации на основе акустической томографии и голографии [3].

Использование этих методов позволяет оценивать распределение звукоизлучения вдоль корпуса судна, определять зоны повышенного шумоизлучения, классифицировать и выявлять источники шумности [4].

Как показывает многолетний опыт акустических испытаний морских объектов, особенно малошумных, значительная часть времени, запланированного для проведения испытаний, тратится на ожидание благоприятных погодных условий и поиск источников повышенного шумоизлучения. Особенно сложно выявить источники, возникающие только во время движения объекта. Такие источники трудно определить заранее, в заводских условиях, их шумоизлучение может зависеть от параметров движения объекта и часто имеет нестабильный характер. Созданные во ФГУП «ВНИИФТРИ» измерительные комплексы, основанные на использовании уникальных методов обработки сигналов, оригинального программно-алгоритмического и методического обеспечения, позволяют значительно сократить время проведения испытаний, практически исключив из него периоды ожидания благоприятных погодных условий, а также с высокой эффективностью решать задачи поиска и выявления источников повышенной шумности. На рис. 3 приведён пример время-частотного распределения подводного шума морского объекта и распределения интенсивности излучения вдоль корпуса на отдельных дискретных составляющих.

Заметно выделяется дискретная составляющая, вносящая основной вклад в суммарный уровень шумности в данной полосе анализа. Также видно, что одна из дискретных составляющих не имеет доплеровского изменения частоты и, следовательно, не принадлежит измеряемому объекту.

На рис. 4 показаны результаты измерений уровней подводного шума одного и того же судна, выполненных с перерывом в несколько часов при различных погодных условиях. На рисунке слева приведён результат измерений при хорошей погоде. Видно, что уровни шума, измеренные при помощи аппаратуры, аналогичной аппаратуре стран НАТО, и уровни, измеренные комплексом СГАС-496Э, практически совпадают. На рисунке справа приведён результат измерений, выполненных при значительно возросших уровнях шумов акватории. При этом результат измерений, полученных при помощи СГАС-496Э, не изменился.

Итак, аппаратура, разработанная ФГУП «ВНИИФТРИ» для контроля параметров гидроакустических полей кораблей и подводных лодок, позволяет производить измерение и контроль параметров самых малошумных объектов в короткие сроки и эффективно осуществлять поиск и выявление источников повышенного шума.

ФГУП «ВНИИФТРИ»
Россия, 141570, Московская обл.,
Солнечногорский р-н, п/о Менделеево,
Тел./факс: +7 (495) 744-81-12
E-mail: director@vniiftri.ru,
onti@vniiftri.ru

Партнеры