Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Занимательная арифметика. ВМФ. СССР – Россия

АвторОлег КОЗАРЕНКО  

Отечественный флот требует обновления, и этот факт не вызывает сомнения. Достаточно ли активно идет процесс модернизации, ремонта и постройки новых образцов? На каких кораблях предстоит нести вахту сегодняшним курсантам?

 

 

ВМФ: СССР – Россия. Часть 2 

Свежее «железо» 

Рассмотрим процесс обновления корабельного состава отечественного флота в ближайшие пять лет. Что уже заложено и активно строится. 

Самые перспективные корабли, которые сегодня строятся, – фрегаты дальней морской зоны проекта 22350. Подписан контракт на шесть корпусов. Головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков» на испытаниях. «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» находятся в разных степенях готовности. 

В этом году ожидается подъем флага на сторожевом корабле «Адмирал Макаров», построенном для Черноморского флота. Изначально планировалось кардинально обновить состав 30-й дивизии надводных кораблей в Севастополе, построив шесть сторожевых кораблей. Но «братья-украинцы» отказались поставлять нам уже оплаченные газотурбинные установки, поэтому достройка остальных трех корпусов маловероятна. Напомню, ранее были построены два корабля проекта 11356: «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен».

Корвет проекта 20380 получил дальнейшее развитие и строится в модификациях проектов 20385 и 20386. По проекту 20380 заложено шесть кораблей («Совершенный», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий»), которые находятся в разных степенях готовности. «Совершенный» на государственных испытаниях. В состав флота его планируют принять в этом году. По проекту 20385 строятся «Гремящий» и «Проворный». По проекту 20386 – корвет «Дерзкий».

Сегодня реализуется пополнение флота двумя большими десантными кораблями проекта 11711. «Иван Грен» находится на государственных испытаниях, а «Петр Моргунов» – в достройке на заводе.

Заложенный в апреле 2017 года многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 открывает новую веху в строительстве отечественного ВМФ. Данный корабль относится к недавно введенному классу кораблей – «многофункциональные корабли». Пока это самый большой боевой корабль, строящийся для наших моряков. Подписан контракт на постройку двух единиц.

Отметим, что для Черноморского флота в 2014 году запущена серия из шести кораблей проекта 22160. На «Василии Быкове» планируется поднять флаг в 2017 году, на «Дмитрии Рогачеве» – в 2018-м. В 2016 году заложено три корпуса: «Павел Державин», «Сергей Котов» и «Виктор Великий». На шестой корпус в 2016 году подписан контракт.

Прошел запуск строительства массовой серии малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 («Каракурт»). Смею предположить, что это связано в первую очередь с низкими мореходными качествами «буянов», которые относятся к классу «река-море» и разрабатывались исключительно для Каспийского моря. Хотя шторма на юге Каспия (особенно в районе Дербентской впадины) бывают нешуточные, «буяны» закладывались как корабли «внутренних морей» и обладают соответствующими скромными мореходными характеристиками. Полагаю, именно поэтому и перегнали два МРК «Серпухов» и «Зеленый Дол» из Севастополя в Балтийск.

Принципиальных отличий в вооружении «буяна» и «каракурта» нет, разница только в их мореходности. На сегодняшний день активно строятся шесть корпусов. Контракт подписан на двенадцать единиц. Обратим внимание на тот факт, что помимо заводов «Пела» (Санкт-Петербург) и «Море» (Феодосия), к строительству будет подключен и Зеленодольский ССЗ. Это говорит о том, что на сегодняшний день – это самый массовый проект российского флота. До 2022 года планируется ввести в строй как минимум два десятка «каракуртов».

В 2018 году планируется ввести в строй два ракетных катера проекта 12418. Два корпуса были заложены в 2016 году. Основное отличие их от предшественников – наличие на борту 16 крылатых ракет комплекса «Уран».

Основным кораблем противоминной обороны станет базовый тральщик проекта 12700 («Александрит»). Головной корабль «Александр Обухов» был принят в состав ВМФ в 2016 году. На сегодняшний день строятся три корабля. Подписан контракт еще на четыре корпуса. Очевидно, что эта серия кораблей будет массовая.

Кораблей заложено много. Но вырисовывается следующая картина: основными кораблями в отечественном флоте на ближайшие десятилетия будут фрегат (сторожевой корабль) и корвет (малый ракетный корабль). Предлагаю сравнить темпы строительства этих кораблей на наших верфях и судостроительные возможности западных и восточных партнеров.

Кто быстрее? 

Цифры никогда не обманывают. Рассмотрим темпы строительства основных подклассов кораблей в РФ, США, КНР и Индии. Это эсминцы (6000–7000 т), фрегаты (4000–5000 т) и корветы (до 3000 т). Рассматриваемый период времени – пять лет, с 2011 по 2016 год.

Для примера возьмем эсминец типа Arleigh Burke и корабли прибрежной зоны типа Freedom и Independence ВМС США. У КНР рассмотрим эскадренные миноносцы типа 052D и 052С, фрегаты проекта 054/054А и корветы проекта 056/056А.

Индия будет представлена эсминцами типа Kolkata, фрегатами типа Talwar, проект 17, и корветами типа Karmota и Saryu. От ВМФ РФ возьмем сторожевые корабли проекта 11356, корветы проекта 20380 и малые ракетные корабли проекта 21631.

ВМФ_СССР-Россия_ч.2_НОЗС_№4(46) 2017

Рис. Темпы строительства основных подклассов кораблей

Откровенно говоря, картина не радужная. Если же сделать расширенную диаграмму по тоннажу всех новых кораблей, то станет совсем грустно. Какие основные выводы можно сделать? Сразу становится очевидно, что руководство ВМФ сделало ставку на малые ракетные корабли и корветы. Именно им придется в ближайшие десятилетия прикрывать ближнюю морскую зону. В дальней морской зоне станут хозяйничать фрегаты (сторожевые корабли) проектов 11356 и 22350. В истории про строительство новых эсминцев верится с трудом, так как верфи достаточно серьезно загружены существующими проектами. Кроме того, не забудем, что очень много кораблей ждут своей очереди на капитальный ремонт и модернизацию.

Вкратце обсудим наших западных и восточных партнеров. Приход к власти мистера Трампа для американских моряков означает только одно: увеличение количества кораблей ВМС США. С большой вероятностью, их число будет доведено до 350 единиц.

Темпы строительства китайского флота впечатляют. Можно сколько угодно говорить о низком качестве боевой составляющей кораблей КНР, но недооценивать ее мощь я бы не стал. К тому же темпы обновления кораблей явно не падают. За последние пять лет было построено: восемнадцать фрегатов против наших двух, тридцать два корвета против наших восьми. У Китая уже девять новых эсминцев УРО. Россия свои эсминцы списывает.

Также не стоит сбрасывать со счетов обновление ВМС Индии. Эта страна динамично расширяет возможности своего флота – как используя собственные судостроительные мощности, так и привлекая иностранные компании.

Мы не рассматривали в полном объеме ВМС стран Тихоокеанского региона. Но если уделить внимание Японии и Южной Корее, то картина сложится не в нашу пользу. Аналогичная ситуация и со странами ЕС. В качестве примера достаточно привести темпы строительства УДК типа «Мистраль» (три года).

Долго, дорого, актуально 

Флот – очень дорогое удовольствие. Дорого не только строить корабли, но и обслуживать их. Еще дороже строить абсолютно новые корабли – корабли завтрашнего дня. В нашей отечественной кораблестроительной программе есть несколько таких «страдальцев». Это корабли, которые строятся годами, и их все никак не могут принять в состав ВМФ.

В первую очередь – это фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» (на фото вверху).

Фрегаты этой «адмиральской» серии должны стать основными кораблями дальней морской зоны. Именно задержка в постройке этих кораблей вынудила руководство Минобороны запустить параллельно постройку из шести сторожевых кораблей проекта 11356. «Адмирала Горшкова» строят с 2006 года. Сроки сдачи корабля постоянно переносятся. На текущий момент основные проблемы, по заявлениям представителей Минобороны, наблюдаются с готовностью зенитной ракетно-артиллерийской системы «Полимент-Редут», включающей в рамках единого контура все средства ПВО корабля. Подъем флага все же ожидается в этом году. В высокой степени готовности находится «Адмирал флота Касатонов». Параллельно строятся еще два корпуса: «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков». Все корабли этой серии предназначены для Северного флота.

Следующими «долгостроями» можно считать сторожевые корабли другой «адмиральской» серии: «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Хорошо обкатанный в ВМС Индии, этот проект должен был закрыть нишу сторожевиков Черноморского флота. Но успели построить только три корпуса, так как Украина отказалась поставлять газотурбинные установки. Судьба второй тройки неясна. Возможно, два корпуса будет использованы при достройке для ВМС Индии. В завершение хочу сказать, что этот проект нельзя назвать кораблем «завтрашнего дня». Это корабль дня сегодняшнего, так как практически полностью использован модернизационный потенциал проекта 1135.

Очень долго вводится в строй корвет проекта 20380 «Совершенный». Заложенный в 2006 году, он строится на Амурском судостроительном заводе. Поднятие флага планируется в этом году. Вообще, все ранее построенные корветы (четыре корпуса) сдавались с большими задержками: «Бойкий» строили шесть лет, «Стерегущий» – семь лет, «Сообразительный» и «Стойкий» – восемь. За такой срок обычно рождается авианосец.

Очередным «долгим проектом» является большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен». Заложенный в далеком 2004 году, этот корабль все еще на государственных испытаниях. Корабль строится почти 14 лет, и за это время трижды менялись технические требования. По последней информации, у него проблемы с размагничиванием корпуса и его сдача откладывается до осени 2017 года. Второй корпус – «Иван Моргунов» – был заложен в 2015 году.

Нельзя не упомянуть многострадальную большую дизельную подводную лодку проекта 677 «Санкт-Петербург». Заложенная в далеком 1997 году, она до сих пор не принята на вооружение. Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий отзывался об этой лодке с нескрываемым раздражением, при нем производство этих лодок было остановлено. Основные проблемы представляли силовой агрегат и акустический комплекс. С акустикой проблему решили, но силовой агрегат по-прежнему не выдает требуемой мощности. Тем не менее, следующий главком адмирал Виктор Чирков дал команду достраивать лодки. Будет построено еще две, и на этом серия завершится.

В завершение обзора – базовый тральщик проекта 12700 «Александр Обухов». В конце 2016 года он был введен в состав Балтийского флота. Но строили его целых пять лет! Для тральщика это непростительное расточительство времени. Будем надеяться, что следующие корпуса будут строиться в разы быстрее.

Почему так получается? На то, что должно строиться за один год, мы тратим пять... На это есть ряд причин. Постройку флота нельзя решить просто вливанием финансовых средств. Корабль – это самый сложный боевой организм, в создании и отладке которого участвуют сотни предприятий. Эти предприятия только начинают восстанавливаться после развала СССР и многолетнего застоя. Разумеется, это не единственная причина. Не будем забывать, что вся наша кораблестроительная программа была основана на тесной кооперации с иностранными компаниями. Введенные санкции эту кооперацию нарушили.

Отказ Франции продавать нам «мистрали» тоже негативно сказался на постройке отечественных кораблей. Нам нужны были не столько универсальные десантные корабли, сколько технологии. Уровень автоматизации на «мистрале» очень высокий. На этом корабле стоит уникальная энергетическая установка, работающая по принципу электродвижения. И подобных новинок в том проекте очень много. Попади нам в руки эти технологии, и мы значительно сократили бы свое отставание от перспективных западных проектов.

Еще одна проблема отечественного кораблестроения – подготовка кадров. Да, именно кадры решают все. Современное кораблестроительное образование развивается совсем в других условиях, нежели ранее: 1990-е годы сделали свое «грязное» дело. Это и непродуманные реформы, и разрушение корпоративных связей, и сокращение заказов, и отсутствие финансирования, стратегии развития, требований к подготовке кадров. Сегодня нехватка специалистов как никогда очевидна. Не хватает инженеров-судостроителей, сварщиков, судосборщиков, судовых электриков. По некоторым специальностям учебные заведения вообще не готовят специалистов.

Еще одной косвенной проблемой для судостроителей является слабая подготовка самих моряков. В предыдущее десятилетие много флотских офицеров было уволено, а учебные заведения набор не производили. Таким образом, была нарушена преемственность поколений. Лейтенант, приходящий на флот, ничего не умеет. Это нормальное явление. Но вот то, что учить его некому, – это настоящая беда. А еще негативно сказывается переход на одногодичный срок срочной службы. Как правило, матрос за первый год овладевает своей материальной частью, а на второй год обучает молодого бойца. Сейчас так не получается.

Эту проблему можно решить, создав специальные учебные центры для получения среднего специального образования. Либо же можно было бы заключать соглашения с различными техникумами и училищами. Смысл таких соглашений в том, что учебное заведение обязалось бы подготавливать узконаправленных специалистов конкретно для флота. А пока получается, что грамотно обслуживать материальную часть не получается. Соответственно, корабли чаще встают на ремонт.

Большую проблему представляет и тот фактор, что материально-техническое обеспечение кораблей в пунктах базирования и базах не соответствует требованиям. Флот не может избавиться от еще одного «пережитка». Если ранее командующие флотами подчинялись напрямую главкому, то теперь они замыкаются на командующих округом. Все заявки на материально-техническое обеспечение подаются в округа, и очень часто их даже не рассматривают. Ярким примером может служить энергетическое обеспечение частей ВМФ. Раньше дизельные электростанции и агрегаты поставлялись через морскую инженерную службу, а сегодня – через инженерные войска. Это абсурд! Инженерные войска решают, поставлять дизельные станции на флот, или нет! Сегодня ВМФ пользуется дизельными агрегатами 1980-х годов. Соответственно, корабли на базе очень часто стоят на бортовых дизельных генераторах, вырабатывая их ресурс. А поменять их – очень непростая задача.

Все это отвлекает и распыляет ресурсы судостроителей.

Перспективы развития 

Несмотря на множество проблем, наш военно-морской флот все же движется вперед. Наконец-то стал обновляться вспомогательный флот. Это дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», разведывательные корабли проекта 18280, морские танкеры и транспорты вооружений (проекты 20180, 20360М, 23131, 03182), научно-исследовательские и опытовые суда (проекты 11982, 22010, 02670, 16450, 19910, 19920, 23040Г ), корабли и катера связи (проекты 21270, 1388НЗ, 15310), спасательные суда и катера (проекты 21300, 14157, 23040, 23370), суда обеспечения и обслуживания (проекты 20360, 1388НЗ, 02690, 03180). Быстрыми темпами растет буксирный флот (проекты 22030, 745МБ, 23120, 23470, 02980, 22870, 90600, 705Б, 16609, ПЕ-65).

Полагаю, что полная адаптация отечественного производства в условиях санкций не за горами. Безусловно, впереди еще очень много работы. Это и кардинальное обновление десантного флота, и модернизация крейсеров и подводных лодок.

Осмелюсь предположить, что корабли ближайшего будущего – это корабли, построенные по модульному принципу. Модульный принцип создания кораблей из уже готовых блоков не только ускорит проектирование, но и удешевит производство. К тому же корабли с модульной конструкцией смогут в течение короткого времени изменять техническое оснащение и системы вооружения под ту или иную конкретную задачу.

Не стоит забывать и про развитие вооружения кораблей. Ракетный комплекс «Калибр» показал свою достаточно высокую эффективность. Поэтому массовая «откалибровка» нашего флота неизбежна. А ведь уже на подходе новый ракетный комплекс «Циркон»...

Будущее – за энергетическими установками кораблей с электродвижением. Применение этого принципа позволит исключить из состава энергетической установки корабля редукторные передачи и протяженные линии вала. Западные страны, в первую очередь Великобритания, далеко ушли в этом направлении. Мы же сегодня находимся в начале долгого пути и смотрим вдаль с оптимизмом!

 

2017г., июль    
"Новый оборонный заказ. Стратегии"