Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

К новым космическим свершениям

Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва – предприятие, которому суждено было стать ключевым элементом фундамента ракетно-космической промышленности нашей страны, заложить основы её ракетно-ядерного щита и открыть человечеству путь к непосредственному исследованию и освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми средствами. Коллектив предприятия – это выдающаяся инженерная школа мирового уровня, созидательный труд которой внёс весомый вклад в дело защиты Отечества и предотвращения угроз ядерной войны.

Текущий год – год Российской космонавтики, 50летия начала пилотируемых полётов человека в космос. И это, по сути, является оценкой деятельности РКК «Энергия» – первенца отечественной ракетно-космической индустрии, который в 2011 году отмечает 65-летие. Предприятие с момента основания является лидером мировой космонавтики. Здесь в кратчайшие сроки было обеспечено создание первых эффективнейших отечественных ракетных средств – оружия сдерживания, которое стало основой ракетно-ядерного щита страны и позволило человечеству перейти к решению задачи освоения космического пространства, открыв неограниченные возможности для изучения Вселенной. В эпохальных исторических свершениях РКК «Энергия» и её коллективу выпала непростая доля быть первопроходцем на трудном этапе становления ракетно-космической техники.

История создания отечественной ракетной техники уходит корнями в 1920-е годы, к Группе изучения реактивного движения (ГИРД) и Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где одними из ключевых лидеров были С. П. Королёв и В. П. Глушко. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. приостановила развитие этого направления. Работы возобновились, когда в июне-июле 1945 г. большую группу советских инженеров командировали в Германию, где к этому времени была было организовано изучение трофейной материальной части и технической документации ракеты А-4 (ФАУ-2). Специалистам, в число которых вошли С. П. Королёв, В. П. Глушко, В. П. Бармин, Н. А. Пилюгин, В. П. Мишин, Б. Е. Черток, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский и другие, были поставлены задачи: определить уровень развития немецкой ракетной техники, восстановить комплект технической документации, обеспечить сборку из трофейной материальной части максимально возможного количества ракет, а также наземного испытательно-пускового оборудования. Решить эти задачи было крайне трудно: американцы, покидая территорию, передаваемую в советскую оккупационную зону, постарались многое вывезти, а то, что осталось, уничтожили. Нашим специалистам достались разрозненные чертежи, остатки ракет, отдельные узлы. В результате сложнейшей работы собрали 29 ракет А-4, а также комплекты деталей и агрегатов для сборки в Советском Союзе еще 10 ракет.

В мае 1946 года на базе артиллерийского завода № 88 создается Государствен­ный союзный головной науч­ноис­сле­до­ва­тель­ский институт № 88 (НИИ-88), где были сконцентрированы научноисследовательская, про­ект­нокон­струк­тор­ская и опытноис­пы­та­тель­­ная базы для развёртывания работ по реактивному вооружению.

26 августа 1946 г. юридически утверждено образование в структуре НИИ-88 отдела 3, начальником которого был назначен главный конструктор изделия №1 (Р-1) С. П. Королёв. Эта августовская дата считается днём рождения предприятия, которое с 1994 г. носит название Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва.

Накопленный опыт по ракете А-4 позволил приступить к развёртыванию опыт­ного производства баллистических ракет. Это являлось задачей первоочередной государственной важности, т. к. ни одна отрасль отечественной промышленности не была готова к их изготовлению.

Несмотря на строгий запрет изменять конструкцию ракеты А4 для первой серии Р1, конструкторы всё же ухитрились внедрить некоторые новые технические решения. После завершения всех испытаний ракета Р-1 была принята на вооружение Советской Армии с комплексом наземного оборудования, а с 1952 г. передана в серийное производство.

Одной из отличительных черт стиля руководства С. П. Королёва было стремление к постоянному совершенствованию структуры конструкторского бюро и экспериментального производства в целях максимального использования творческого потенциала и производственной активности коллектива. Существовавшая структура отдела сковывала необходимое развёртывание как проектных, так и экспериментальных работ. Поэтому в мае 1950 г. в структуре НИИ-88 было создано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) по разработке ракет дальнего действия, начальником и главным конструктором которого был назначен С. П. Королёв. С 1951 по 1956 г. конструкторским бюро создаются новые образцы ракетной техники: ракеты Р-5 (со всеми модификациями), Р-11, Р-11А, Р-11ФМ (пер­вая в мире ракета, запускаемая с подвод­ной лодки). Начинаются работы по ракете Р7.

ОКБ-1, находясь формально в структуре НИИ-88, в действительности самостоятельно определяло развитие отечественной ракетной техники, предназначенной для доставки полезных грузов на большие расстояния. Поэтому выделение ОКБ1 с заводом № 88 из НИИ88 в самостоятельное предприятие лишь юридически узаконило фактическое состояние дел. Впервые организовывалась принципиально новая структура: опытный завод включён в состав КБ.

Настоящим прорывом в ракетной технике стала разработка двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. Так называемая «великолепная семёрка» не только изменила ход холодной войны, но и явилась венцом долгого и кропотливого труда. Ракета стала базой для дальнейшего совершенствования ракет-носителей (РН) космического назначения. С её помощью 4 октября 1957 г.

был выведен на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, что ознаменовало начало космической эры человечества. И уже в июне 1958 г. ОКБ-1 начинает технические разработки космического корабля для полёта человека. Этот проект С. П. Королёв берёт под постоянный личный контроль.

Запуск прототипа такого аппарата был произведён 19 августа 1960 г. с подопытными животными – собаками Белкой и Стрелкой, которые успешно приземлились 20 августа. Впервые живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю, доказав правильность решений, выбранных для подготовки полёта человека в космическое пространство.

Первый в мировой истории полёт­ человека в космос, осуществлённый летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным на борту корабля «Восток», состоялся 12 апреля 1961 г. Гагаринские 108 минут стали итогом напряжённого труда­ советских учёных, инженеров, врачей и других специалистов. Ведущую роль в этой гигантской работе сыграло ОКБ1.

С того дня пилотируемая космонавтика прочно вошла в жизнь нашей страны и всего мира. Дорога к звёздам, проложенная С. П. Королёвым и его соратниками, отныне открыта космонавтам и астронавтам из разных уголков мира.

Не желая останавливаться на достигнутом, Главный конструктор ставит всё более и более сложные задачи: первые сутки человека на орбите (6 августа 1961 г. – корабль «Восток-2» с лётчиком-космонавтом Г. С. Титовым), запуск двух пилотируемых кораблей (11 августа 1962 г. – «Восток-3» с лётчикомкосмонавтом А. Г. Николаевым, 12 августа 1962 г. – «Восток-4» с лётчиком-космонавтом П. Р. Поповичем), первый в мире полёт женщины-космонавта (16 июня 1963 г. – корабль «Восток-6» с В. В. Терешковой).

Затем был запуск трёхместного кораб­ля «Восход» с лётчиками-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым (учёный), Б. Б. Егоровым (врач). Экипаж размещался в спускаемом аппарате без скафандров и приземлялся внутри кораб­ля, а не катапультировался. Полёт положил начало новому этапу в развитии космонавтики, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.

В конструкции корабля «Восход-2» по сравнению с «Восходом» были сделаны доработки, обеспечивающие выход космонавта в открытый космос. 18 марта 1965 г. стартовал корабль с лётчикам-космонавтами П. И. Беляевым и А. А. Лео-

новым на борту. Во время полёта А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос. Различные модификации­ двухступенчатой ракеты Р-7 вслед за первым искусственным спутником вывели на орбиту второй – с собакой Лайкой на борту (3 ноября 1957 г.) – и третий (15 мая 1958 г.) спутники. С помощью её трёхступенчатых модификаций – РН «Восток» и «Союз» – были начаты исследования дальнего космоса, осуществлены полёты пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», отечественных автоматических аппаратов типа «Зенит» для детальной фотосъёмки поверхности Земли. Четырёхступенчатая РН «Молния» позволила начать в нашей стране развертывание системы «Молния» дальней космической радиосвязи, расширить проводимые исследования Марса, Венеры, Луны.

Под руководством С. П. Королёва в ОКБ-1 были реализованы приоритетные проекты по первым автоматическим космическим аппаратам (АКА) и межпланетным станциям (АМС). Станция «Луна-2» впервые в мире достигла 14 сентября 1959 г. поверхности Луны и доставила туда вымпелы. Станция «Луна-9» совершила 3 февраля 1966 г. мягкую посадку на Луну, впервые в мире выполнив панорамную фотосъёмку её поверхности и передав на Землю уникальные снимки. В ОКБ-1 были созданы и отправлены в полёт первые отечественные АКА детальной фотосъёмки «Зенит» (1962), АКА связи «Молния-1» (1965). Отсюда же ушли к Венере станции «Венера-1» (1961), «Зонд-1» (1964), «Венера-2» (1965), «Венера-3» (1966), которая впервые в мире достигла поверхности одноименной планеты. Старты созданных в ОКБ-1 и отправленных в полёт к Марсу АМС «Марс-1» (1962), «Зонд-2» (1964), «Зонд-3» (1965) позволили выполнить первые исследования межпланетного пространства на трассах дальностью до 10 млн км от Земли.

Многие направления, открытые в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва, нашли достойное продолжение на других предприятиях, куда передавалась документация для развёртывания серийного производства, и делегировались ведущие специалисты. Создание баллистических ракет продолжилось в городах Куйбышеве (Самаре), Днепропетровске, Миассе – сегодняшних ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс», НПО «Южное», «ГРЦ Макеева», которые многие годы возглавляли соратники С. П. Королёва, талантливые инженеры и выдающиеся руководители – Д. И. Козлов, М. К. Янгель, В. П. Макеев. В части АКА типа «Зенит» разработки и производство сосредоточились в в ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс» (Д. И. Козлов), в части АКА «Молния-1» – в Красноярске, «ИСС» (М. Ф. Решетнёв), в части АМС для полётов к Луне, Марсу, Венере – в Химках (Московская обл.), НПО им. С. А. Лавочкина (Г. Н. Бабакин).

Одновременно с реализацией первых космических программ в ОКБ-1 рассматривались варианты различных пилотируемых аппаратов, в том числе для полётов к Луне и Марсу. Эти разработки послужили основой для создания в последующем кораблей «Союз» и «Прогресс», орбитальных станций «Салют» и «Мир», Международной космической станции (МКС).

Пилотируемые корабли «Союз», в отличие от «Востоков», создавались­ для решения в космосе целевых задач. Аппараты должны были иметь более широкую функциональность и обеспечивать безопасность экипажа на протяжении всего полёта. С кораблями «Союз» неразрывно связана разработка средств сближения и стыковки, транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. В 1975 г. была осуществлена историческая стыковка в космосе двух кораблей: отечественного «Союза» и американского «Аполлона». Этот экспериментальный полёт стал итогом первой международной космической пилотируемой программы, реализованной нашей страной и США.

Последовательное создание кораблей «Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА» имело большое значение для работ по станциям­ «Салют» и «Мир». Шло совершенствование аппаратов, они всё больше соответствовали требованиям транспортных операций, непрерывно повышалась надёжность конструкции и бортовых систем, разрабатывались новые методы и средства подготовки и управления полётом. На сегодняшний день пилотируемый корабль «Союз ТМА-М» является самой совершенной моделью в серии

КА «Союз». В нём РКК «Энергия» эволюционно аккумулировала весь опыт разработки и эксплуатации пилотируемой техники.

В 1980-е гг. корпорацией (тогда НПО «Энергия») в сотрудничестве с 1200 предприятиями страны был создан отечественный многоразовый ракетно-космический комплекс, в состав которого входили ракета-носитель «Энергия» сверхтяжёлого класса и орбитальный корабль «Буран». Корабль «Буран» при стартовой массе 105 т позволял вывести на орбиту полезный груз массой до 30 т и возвратить на Землю до 20 т. Кратность использования корабля – 100 полётов, как пилотируемых, так и беспилотных. Кратность его использования – 100 полётов, как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. 15 ноября 1988 г. состоялся первый и, увы, единственный космический полёт «Бурана», выполненный в автоматическом режиме. Полёт продемонстрировал высочайший уровень развития отечественной космонавтики. Была создана система, по многим параметрам превосходящая американский проект «Спейс шаттл». Впервые в мировой практике осуществлялась полностью автоматическая посадка космического аппарата такого класса. К сожалению, программа была прекращена в 1992 г. в условиях политико-экономических преобразований страны. Проект, опередивший время, так и не получил путёвку в большую жизнь.

Говоря о РКК «Энергия», необходимо остановиться на программах отечественных долговременных орбитальных станций (ДОС). Более 40 лет это направление остается одним из главных. Долговременные орбитальные станции «Салют» и комплекс «Мир» являются неоспоримыми образцами высокого профессионализма учёных, инженеров и конструкторов.

Сегодня этот бесценный опыт воплотился в проекте МКС, развёртывание которого началось в 1998 г. РКК «Энергия», имеющая к тому моменту более чем 25-летний опыт эксплуатации ДОС, обладающая бесценными навыками проведения длительных полётов и исследований, располагающая развитой инфраструктурой космических средств (многофункциональная станция «Мир», транспортные корабли «Союз» и «Прогресс»), предложила объединить усилия ведущих космических держав в осуществлении пилотируемых программ. В создании МКС участвуют Россия, США, страны Европы, Канада, Япония. Головной организацией по оснащению Российского сегмента (РС) станции и его интеграции в состав МКС является РКК «Энергия».

МКС – это первая международная космическая инфраструктура, транспортно-техническое обслуживание которой обеспечивают российские корабли «Прогресс М» и «Союз», американские «Спейс шаттлы» (в 2011 г. программа их полётов завершается), европейские и японские грузовые корабли ATV и HTV.

Корпорация разрабатывает перспективные транспортные средства нового поколения с использованием достижений в области кибернетики, нанотехнологий, микроэлектроники и др., создаёт и поставляет российские системы для европейских грузовых кораблей типа ATV, обеспечивает их интеграцию с РС МКС.

Наряду с пилотируемыми программами РКК «Энергия» проводит работы и по созданию и эксплуатации автоматических космических систем, в том числе телекоммуникационных спутников на базе универсальной космической платформы «Виктория» собственной разработки, спутников­ дистанционного­ зондирования Земли и другого назначения.

РКК «Энергия» совместно с компа­ни­я­ми США, Украины и Норвегии создала и с 1999 г. эксплуатирует ракетно-космический комплекс морского базирования «Морской старт», предназначенный для запусков коммерческих спутников на высокие околоземные орбиты с помощью РН «Зенит-3SL». Перерыв в работе комплекса, вызванный необходимостью реструктуризации бизнеса, завершён. Очередной запуск коммерческого КА из акватории Тихого океана намечен на осень 2011 г. Продолжаются работы по разгонным блокам ДМ и ДМ-SL, которые появились на свет во многом благодаря отечественной лунной программе Н1-Л3. Эти блоки, включая их современные модификации ДМ-SLБ (для проекта «Наземный старт») и 11С861-03, используются сегодня в качестве верхних ступеней РН среднего и тяжёлого классов для выведения на орбиту спутников системы ГЛОНАСС­ и коммерческих космических аппаратов.

Создавая ракетно-космические комплексы и системы, коллектив корпорации постоянно нацелен на поиск технических решений, которые позволяли бы обеспечивать на должном уровне технологическую независимость нашей страны, её безопасность (в условиях возможных природных и техногенных катастроф земного и космического происхождения), дальнейшее освоение Солнечной системы, повышение уровня развития цивилизации и благосостояния землян.

В ближайших планах предприятия – продолжить строительство РС МКС. Готовится к старту на станции многоцелевой лабораторный модуль (2012 г.), на борту которого разместится широкий спектр российской научной аппаратуры. За ним последуют узловой и два научно-энергетических модуля (2015–2016 гг.),

которые обеспечат РС МКС высокой мощностью электропитания для проведения энергоёмких исследований. Следует отметить, что за последние годы мировая космонавтика заметно продвинулась вперед. На рынок услуг по пилотируемым космическим полётам выходят другие страны и даже частные компании. В этих условиях России необходимо сохранить и приумножить свою долю в этом секторе мирового космического рынка. А для этого нужен высококачественный и надёжный пилотируемый корабль, который бы обладал­ конкурентными преимуществами, достойно заменил и дополнил «Союзы» и «Прогрессы». В 2015 г. планируется начало лётных испытаний такого корабля нового поколения в беспилотном режиме. Численность его экипажа может составлять до 6 человек, масса доставляемого и возвращаемого груза при этом – до 500 кг (с возможностью её увеличения при уменьшении численности экипажа).

Для исследования дальнего космоса и решения различных задач на околоземной орбите РКК «Энергия» ведёт работы по транспортному энергетическому модулю (ТЭМ) с ядерной энергоустановкой (ЯЭУ) мегаваттного класса, лётные испытания которого предполагается начать в конце этого десятилетия. Проект не имеет аналогов в мире. Он опирается на новейшие достижения науки и техники, в том числе в атомной энергетике и космонавтике, а также на отечественный опыт разработки космических ЯЭУ и электроракетных двигателей (космические аппараты с ЯЭУ «Бук», ЯЭУ «Топаз», межорбитальный буксир «Геркулес» и др.). ТЭМ при начальной стартовой массе около 20 т сможет обеспечить транспортировку полезных грузов массой до 30 т.

С середины 2011 г. единственным средством для доставки на МКС астронавтов США будут корабли «Союз ТМА» производства РКК «Энергия», что связано с завершением эксплуатации системы «Спейс шаттл». Для транспортного обеспечения станции корпорация расширила программу производства пилотируемых кораблей до шести в год.

С 2010 г. совместно с Роскосмосом и российской компанией «Орбитальные технологии» прорабатываются вопросы создания коммерческой космической станции с её размещением на орбите МКС.

Сегодня РКК «Энергия» им. С. П. Королёва – это стратегическое предприятие России, головное по пилотируемым космическим системам, лидер ракетно-космической отрасли. В состав корпорации входят: Головное конструкторское бюро, ЗАО «Завод экспериментального машиностроения», филиал «Байконур», ЗАО «Волжское конструкторское бюро», ЗАО «Производственное объединение «Космос», ЗАО «Тепло РКК», предприятия социальной инфраструктуры. РКК «Энергия» выполняет функции единого исполнительного органа ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко».

Сведения о руководителе

Лопота Виталий Александрович – президент, генеральный конструктор РКК «Энергия». Родился 28 сентября 1950 г. Профессор, член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Технический руководитель по лётным­ испытаниям пилотируемых космических комплексов, председатель Совета главных конструкторов. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почёта; медалями «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «За укрепление государственной системы защиты информации» I степени, знаком Королёва.

Открытое акционерное общество «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва»
Россия, 141070, Московская обл., г. Королёв, ул. Ленина, д. 4а
Тел.: +7 (495) 513-86-55, факс: +7 (495) 513-88-70, +7 (495) 513-86-20
E-mail: mail@rsce.ru, www.energia.ru

Партнеры